Основы Буддизма - Е.И. Рерих

 

 

1   2   3   4   5   6  

 

5    Учение Будды не делает различия между физическим и психическим миром. Реальность, приписываемая действию мысли, — того же порядка, что и реальность предметов, познаваемых нашими чувствами. Благословенный сказал: «Истинно говорю тебе, твой разум — умственный, но и то, что воспринимается с помощью чувств, также умственно. Нет ничего внутри или вне Вселенной, что не есть ум или не могло бы стать им. Все сущее одухотворено, и даже сама земля, по которой мы ступаем, может преобразиться в сынов Истины».
   
Учение рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены есть Дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с Дхармами, ибо в нас и вне нас существуют лишь Дхармы.
   
Слово Дхарма — одно из наиболее значительных и наиболее трудно переводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определенного выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в Дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы есть, прежде всего, Дхармы. Для нашего сознания Дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».

Н.К. Рерих. Ступени Гималаев, 1924 г.
Н.К. Рерих.   Ступени Гималаев,   1924 г.


   
Само Учение Будды принято называть Дхарма, ибо Дхарма также обозначает Закон.
   
Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие — Дхармы появляются в один момент, чтобы измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой Учения, что она получила даже наименование «Теория моментального разрушения».
   
Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний.
   
Древнее Учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечным, — это Нирвана.
   
Каждая Дхарма является причиной, ибо каждая Дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренне она изменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем.
   
Если взять человека, мы найдем, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов-сканд, которые подразделяются на физические качества: форму — рупа; чувствования — ведана; представления — санжна; устремления, или силы, — санскара; сознание — виджняна.
   
Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. Санскара суть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие Дхармы предыдущими Дхармами и которые в настоящих Дхармах подготовляют Дхармы будущего.
   
«Санскара — накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения санскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд.
   
Санскара-сканды (тело причинности) — существование этой группы сканд обусловлено необходимостью проявления; когда эта необходимость исчезает, они претворяются в чистый Свет. Сканда виджняна и отчасти санджня дают окраску или характер прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование, в смысле устремлений, наклонностей.
   
«Рупа подобна блюду; ведана подобна пище на блюде; санджня подобна подливке; санскара подобна повару, а виджняна подобна едоку». Благословенный сказал: «Именно в процессе эволюции возникают санскары. Не существует ни одной санскары, появившейся иначе, чем путем постепенного становления. Твои санскары — следствия твоих поступков в прежних существованиях. Сочетание твоих санскар есть твое Я. Куда бы ни были они привлечены, туда перемещается и твое Я. В своих санскарах ты продолжишь свою жизнь, и в будущих существованиях пожнешь урожай того, что посеял теперь и прежде». 18
   
Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестает существовать — это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что оно своим настоящим видом обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.
   
От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.
   
«Человек посеявший — не тот самый, который жнет, но он и не другой».
   
Содержание сознания состоит из Дхарм. Дхармы — это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органы чувств, ибо с момента, как вещь продумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне Закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворитсяв будущем сочетании.
   
Человек есть комплекс сочетаний, и, в то же время, он — звено. Он — комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменилось бы в простоквашу. И если не было бы солидарности, не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу». Так сканды складывают нашу Карму или, обратно, — Карма слагается из сканд.
   
Поясним еще примером.
   
Физиологически человеческий организм совершенно изменяется каждые семь лет, и тогда как человек А в сорок лет совершенно тождественен с восемнадцатилетним юношей А, все же, благодаря постоянному разрушению и восстановлению его тела и изменениям в уме и характере, он другое существо. Человек в старости является точным следствием мыслей и поступков каждой предыдущей стадии своей жизни. Подобным образом новое человеческое существо, будучи предыдущей индивидуальностью, но в измененной форме, в новом соединении сканд-элементов, справедливо пожинает следствия своих мыслей и поступков в предыдущих существованиях.
   
Сознание и его вечно изменяющееся содержание едины. «Нет постоянного Я, которое оставалось бы неизменным». «Нужно, чтобы эмбрион умер, для того, чтобы родился ребенок; нужна смерть ребенка, чтобы родился мальчик, и смерть мальчика выявляет юношу».10
   
На Востоке принято эволюцию человеческого существа сравнивать с ожерельем — каждая бусина которого есть одно из физических проявлений. Но, может быть, ближе представить себе эту эволюцию как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингредиент, который, конечно, изменяет весь состав.
   
Каждое новое проявление ограничивается физическими элементами — рупа-сканда.
   
Энергия, стремящаяся создать новое существо и направляемая Кармой, называется тришна — стимул, жажда бытия.
   
И этот стимул при проникновении в Учение встает перед нами как величайший Космический Принцип, и величайшее и прекраснейшее Космическое Таинство.
   
И Гаутама Будда, неустанно указывавший на вечно мчащийся поток наших жизней, этим самым утверждал космичность и, следовательно, беспредельность этого стимула, подавлением которого в себе заняты многие злотолкователи Учения. Но Огненный Дух Учителя мог лишь уничтожать малые понятия, расширяя их в Беспредельность.
   
И Нирвана есть те Врата, которые вводят нас в ритм Высшего, Огненного, творящего и вечно расширяющегося потока бесконечного существования.
   
Учение Будды — это один неутомимый Огненный Призыв к осознанию единства и красоты Великого творчества Бытия Беспредельного!

 

 

    Что есть Карма? Воздействие последствия совершенного человеком выявления — делом, словом и мыслью. Внутреннее воздействие, как уже указано ранее, проявляется лишь в сознательных существах. Отсюда колоссальная ответственность человека перед всем сущим, и, прежде всего, перед самим собою.
   
«То, что я называю Кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом».22 Карма создается мышлением. «Нет никакой заслуги тому, кто дает золото, думая, что дает камень». Именно мышление придает человеку моральную ценность, изменяемую поступками в ту или иную сторону.
   
Доброе действие выявлено и завершено. И хотя его уже нет, тем не менее, последствие существует. В момент действия происходит определенное сочетание Дхарм в потоке этого человека. В этом заключается неуничтожаемостъ поступка. Таким образом, к понятию чисто механическому причины и следствия Буддизм прибавляет еще ответственность. Одна из таких комбинаций агрегатов, которую мы называем индивидуумом, унижена или возвышена действиями другой, предшествовавшей комбинации, с которой она солидарна. «Я не учу ничему другому, как только Карме».3
   
Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы внушить своим ученикам сознание моральной ответственности, вытекающей из Закона Кармы, доказывает, что в этом заключался фактор первичной Истины, самодовлеющей и абсолютной, — Истины, которая должна руководить всеми поступками человека. «Сомневаться в моральной мощи поступка — значит закрывать глаза на очевидность».
   
«Все существа имеют свою Карму. Они наследники поступков и сыновья поступков. Они в полной зависимости от поступков. Поступки устанавливают между существами различия в состояниях неизменных и превосходных».
   
«Воистину, из того, что было, создается то, что есть. Человек рождается согласно тому, что он создал. Все существа имеют наследием Карму».8
   
«Соответствие между плодом и семенем не только точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно».
   
Так каждый человек, действием безошибочной Кармы, получает в точной мере все должное, им заслуженное, — не более и не менее. Ни одно благое либо злое действие, как бы пустячно оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не минует точно уравновешенных весов Кармы. Карма есть причинность, действующая в моральном так же, как в физическом и других планах.
   
Буддисты говорят: «Нет чудес в делах человеческих — что человек посеял, то он и пожнет».
   
«Не существует места на земле, или на небе, или под водою, также нет такого в недрах гор, где бы злое действие не принесло страдания породившему его».
   
«Если кто оскорбит неповинного человека, то зло обратным ударом настигнет безумца, подобно легкому сору, брошенному против ветра».
   
«Зло содеянное не сворачивается тотчас же, как молоко. Оно следует за безумцем, как тлеющая искра, которая, наконец, разгорается в жгучее пламя».15

 

 

    Один безумец, услышав, что Будда соблюдал принцип великой Любви — платить добром за зло, пришел к нему и начал поносить его. Будда хранил молчание, жалея его безумие.
   
Когда же безумец кончил свои поношения, Будда спросил его: «Сын мой, если человек отказывается принять дар, кому он принадлежит?» И тот отвечал: «В таком случае он будет принадлежать человеку, предложившему его».
   
«Сын мой, ты поносил меня сейчас, но я отказываюсь принять твои оскорбления и прошу тебя оставить их при себе. Не будет ли это источником горя для тебя? Как эхо принадлежит звуку и как тень предмету, так же непреложно бедствие настигнет содеявшего зло.
   
Злой человек, упрекающий добродетельного, подобен человеку, который смотрит вверх и плюет в небо; плевок не осквернит небо, но, падая обратно, запятнает его самого.
   
Клеветник подобен бросающему сор на другого, когда ветер противный. Сор лишь возвращается на того, кто бросил его. Добродетельному человеку не может быть нанесено ущерба, и то несчастье, которое клеветник желает нанести, оборачивается на него самого».20

 

 

    Как общее правило, люди возвращаются на Землю до тех пор, пока сознание их не перерастет земного уровня. Будда указывал, что существуют целые системы Миров различных качеств, Высших и низших, и что обитатели их, в своем развитии, вполне соответствуют Мирам, ими населяемым. Мир, в котором данный человек должен проявиться, так же как и качество самого перевоплощения, решается преобладанием в нем положительных или отрицательных качеств, иначе говоря, научным языком, — рождение это будет контролировано его истинным тяготением, или своею Кармою — скажут буддисты.
   
Подобно проступку, раскаяние есть действие. И это действие имеет последствия, которые могут уравновесить последствия проступка. Будда говорил: «Если содеявший зло человек осознает свою ошибку, раскается и будет делать добро, сила наказания истощится постепенно, подобно болезни, постепенно теряющей свое губительное воздействие по мере испарины больного».20
   
Карма есть мысль, потому качество мышления может изменить и даже совершенно освободить человека от воздействия Кармы. Если бы поступки всегда нагромождались один на другой, человек был бы заключен в свою Карму, как в заклятый круг. Но, уча, что существует состояние сознания, которое может уничтожить воздействие содеянных поступков, Будда указал возможность прекращения страданий Мира. Воля и энергия — властители Кармы.
   
Из всего сказанного ясно, что Закон Кармы и Закон Перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого.

 

 

    Некоторыми западными учеными принято было рассматривать Буддизм как учение отчаяния и бездействия, что совершенно не отвечает его основному характеру.
   
Будда, как истинный Вождь Общего Блага, бесстрашно раскрыл человечеству истинные опасности существования, и в то же время указал Путь, как избежать их: Путь этот — Знание. Кто же назовет человека, остановившего вас на краю пропасти, пессимистом?
   
«Существа живут в доме, объятом пламенем, и, тем не менее, они не испытывают ни боязни, ни ужаса. Они не знают; они беспечны; они не пугаются; они не стараются спастись; они развлекаются и снуют в разные стороны в этом тройственном Мире, подобном дому, охваченному пламенем».23
   
«Глупцы думают, что страдания заключаются лишь в болезненном ощущении. Воистину, чувства их извращены. Они уподобляются больному, представляющему себе, что сахар горек. Пушинка шерсти, опускаясь на руку, не осязаема, но, проникая в глаз, она причиняет сильную боль. Ладонь — это невежественный человек, глаз — это мудрец. Лишь мудрый глубоко потрясен зрелищем страдания Мира».24
   
Если кто после этих заявлений назвал бы Будду пессимистом, то уподобился бы тем невежественным людям, которые убивают врачей, приезжающих делать им целебные прививки. И те же люди, склонные приписать Учению ноту отчаяния, приводят утверждение Благословенного: «Я разрушитель старости и смерти. Я лучший из врачей. Я владею наивысшим средством».25
   
«Пейте, трудящиеся, пейте лекарство Истины и, принимая его, живите. Испив его, вы победите старость и смерть».14
   
Приводим авторитетное мнение главного настоятеля монастырей Камакуры, Соэн-Шаку: «Буддизм есть наиболее рациональное и интеллектуальное Учение Мира».26
   
Учение Будды, проникнутое по своему построению утверждением самодовлеющей человеческой сущности, в Космическом размахе устремления к Дальним Мирам, полно истинного величия и красоты.
   
Естественно, может явиться вопрос: как же Учитель помнил о красоте в ее земных проявлениях? В Махапараниббана-сутте указывается, что даже перед отходом мысли Учителя были устремлены к прекрасному, вспоминая красоты лучших мест, им пройденных: «Прекрасна Раджагриха, вершина Коршуна, скала Разбойника; прекрасны рощи и горы». «Вайшали — какое это прекрасное место!»4

 

 

    Все древние философские учения утверждали Закон Кармы и Закон конечного освобождения. Но ценность Учения Будды в том, что, не нарушая в основе все эти научно-философские положения, оно обратилось к Земле, к земному труду, указывая, что лишь путем реального, напряженнейшего труда и саморазвития можно достичь истинного прогресса, и, тем самым, установило эволюционность человечества, как органической части Космоса.
   
Слово «поток», так часто употребляемое Буддой в приложении к Космосу и к человеческому существованию, есть не что иное, как наше понятие, выраженное словом «эволюция».
   
«Контакт Космического преобразования с психической энергией рождает состояние счастливого потока» — так говорил Будда.
   
Насколько прежние учения могли быть характеризованы отрывающими от земли, настолько Будда явился истинным пахарем земли, утверждая основу сознательного и реального труда. И формула, что все достигается лишь личными усилиями, лишь человеческими земными руками и ногами, красною нитью проходит через все Учение. И в этом заключается неповторимая особенность ценности Учения и труда Гаутамы Будды.
   
Нет более прекрасного воззвания к Миру, чем это постоянно повторяющееся утверждение: «Братья, я не предлагал вам никаких догм, и я не требую от вас веры в то, во что веруют многие другие. Только к просвещению, ничем не ограниченному, призываю я вас; пользуйтесь собственным умом, развивайте, не позволяйте ему тупеть. Я заклинаю вас — не уподобляйтесь диким зверям или глупым овцам. Я молю вас — будьте здравомыслящими людьми, людьми, трудящимися неустанно для овладения истинным Знанием, которое победит страдания».
   
Нас не занимают позднейшие нагромождения около Буддизма, только Основы, завещанные самим Учителем, нужны для Будущего. И в этих Основах можно видеть Учение, не только проложенное железной волей, но и запечатленное ступенями хождений долгих.
   
Можно изумляться, какими доводами поверхностные исследователи показали Учение Будды как отчаяние. Ведь это — ложь! Песнь величия труда, песнь победы человечества, песнь суровой радости! Учение Будды можно назвать научным опытом трудовой Общины.
   
Не только понимание буддистов, но и все справедливые умы должны оценить камень труда Будды.

 

 

    С самого начала делалось различие между смыслом и буквою. Учитель говорил: «Знание не есть буква, но дух».
   
«Слово Будды отлично от буквы. Учитель сообщает Истину ученику, но обладать ею он может лишь после глубокого, личного ее осознания».
   
По словам ученых буддистов, данные, на которых основано Учение, отвечают всем требованиям разума, но смешивать который с ограниченным рассудком невежественного человека было бы крайне нелепо.
   
До нашего времени сохранилось достаточно буддийских преданий, более или менее достоверных, чтобы, по крайней мере, приблизительно знать характер речей Учителя. Из этих преданий мы знаем, что Учитель никогда не колебался в ответах на предлагаемые ему вопросы. В древних сборниках слов Будды, прежде всего, замечается необычайная краткость и четкость выражений. Сутры есть не что иное, как афоризмы, или краткие изречения, Будды, заключавшие в себе философские и нравственные положения Учения. Афоризмы Будды сохранили свою краткость в буддийских преданиях, но уже с присоединением пояснений.
   
Яркость Учения Будды также заключалась в силе его простых выражений. Никогда он не применял стихов. Именно, подобно льву рыкал он о чистоте жизни. Никогда не проповедовал, но лишь разъяснял при случае, пользуясь притчами для углубления данного совета. В Сарнатхе встал на лежавшее колесо, и сравнение было жизненно.
   
Будда заповедал своим ученикам всегда излагать Учение на народном, разговорном языке и сурово осуждал всякую попытку кодификации Учения на искусственном литературном языке.
   
В буддийских традициях имеются данные о хождении Учителя за пределы современной ему Индии, в Тибет, Хотан и Алтай.


Назад   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

 

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004