С О Д Е Р Ж А Н И Е
КАРМА
| МЫСЛЬ-ЗАЩИТА
| ЭТИКА
ВЕДИТЕ СЕБЯ ВЕРХНИМ ПУТЕМ
| МЫШЛЕНИЕ. ТРУД
| ИЕРАРХИЯ | ПОДВИГ
УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ
| ВЕЛИЧАЙШЕЕ
СОБЫТИЕ ВЕКА
|
УЧИТЕЛЬ ЖИЗНИ
Появление
Николая
Константиновича
Рериха в
Харбине в 1934
году можно
сравнить
только с
метеором,
прочертившим
огненную
черту на
мрачном
ночном небе, —
неожиданным,
негаданным.
Маньчжурия
захвачена
японцами, ее
естественные
богатства
стремительно
разграбляются.
Существует
марионеточное
правительство
«императора»
без власти Пу-и.
Харбин,
заложенный
русскими
строителями
Китайской
восточной
железной
дороги,
разросшийся
в крупный
торговый
центр, битком
набит
российскими
беженцами
различных
мастей. И весь
этот люд
борется и
бьется над
одною
главною
проблемой:
как выжить?
Как создать
себе хоть
сколько-нибудь
сносное
существование?
Существуют
различные
эмигрантские
организации,
партии,
землячества,
возникает
фашистская
партия во
главе с
Родзаевским.
И над
всеми этими
партиями, и
над серой
массой
беспартийных
эмигрантов
протянута
когтистая
лапа
японских
милитаристов,
решивших
использовать
эмигрантов в
качестве
подсобной
силы в своем
марше
хищнических
захватов.
Вот тот
фон, на
котором в
последней
декаде
апреля 1934 года
внезапно
появился
Рерих.
Его
приезд
производит
впечатление
разорвавшейся
бомбы. Вся
общественность
взбудоражена.
Квартира на
Садовой
улице, где
поселился Н.К.
Рерих и его
сын Юрий,
сразу
превращается
в место
беспрерывного
паломничества
— туда без
конца
устремляются
посетители.
Благо бы
общественные
деятели или
художники, а
то — простой
народ,
далекий от
искусства,
рядовые
эмигранты,
которым,
казалось бы, и
разговаривать
с ним не о чем.
И
посетителей
так много, что
он вынужден
нанимать
специального
швейцара,
который
стоит у
дверей
кабинета и
пропускает
туда строго
по очереди и
только
предварительно
записавшихся.
Первые
дни, чтобы
попасть к
Рериху, нужно
было
записаться
за несколько
дней вперед.
Правда, через
какое-то
время поток
начал
уменьшаться,
чему были
особые
причины…
Но
почему,
почему к нему
так
устремлялись?
Оставим в
стороне
чинов
иностранных
консульств,
которые
могли
нанести
визит
художнику с
мировым
именем,
преследуя
как свои
личные, так и
служебные
цели;
отбросим
японских
соглядатаев
и
представителей
различных
эмигрантских
организаций,
пришедших,
может быть,
лишь в
надежде чем-либо
поживиться
для своих
организаций;
оставим
также в
стороне
различных «прожектеров»
и лиц,
предлагавших
свои услуги
по части
организации
экспедиции в
Монголию,
слухи о
которой
всколыхнули
безработных;
и расскажем
про одного из
тех, кто
устремлялись
к Н.К. Рериху
сами точно не
зная зачем.
«Я и моя
жена —
беженцы. Мы не
принадлежим
к тому классу
старой
России,
представители
которого
бежали за
границу с
туго набитой
мошной и
шкатулками с
бриллиантами...»
Суровый
лик
нарождающегося
в жестокой
борьбе
нового строя
напугал их, и
они бежали в
Харбин.
Заполненный
до отказа
такими же
потерянными
беженцами,
город
встретил
г. Балхаш,
15 февраля 1973 г.
Webmaster | |||
Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004 |