Велика была утрата в лице Святителя Алексия
для молодого, ещё не окрепшего государства.
Но великий князь Дмитрий, лишившись в
Святителе Алексии своего заступника и
главного советника, нашёл его в Преподобном.
Нравственное влияние Преподобного на князя
Дмитрия было велико. Теперь мы подходим к
самому ответственному и героическому
времени в жизни Преподобного — к
благословению им русского воинства на
великую Куликовскую битву.
Сделаем краткий
исторический обзор того времени. Уже около
двух веков Русь томилась под игом татар.
Князья то и дело путешествовали в Золотую
Орду с подарками и данью к ханам. Не имея
единодушия между собою, князья и не
помышляли свергнуть иго, столь тяжкое для
Руси. Наоборот, они даже во взаимной вражде
за великокняжеский ярлык не раз сами
приглашали на помощь себе татар. Много
кровавых страниц хранит этот период
русской истории.
Но, наконец, московским
князьям, поддержанным церковью, удалось
сосредоточить великокняжескую власть в
своих руках и начать великое дело собирания
и строительства Русского Государства.
Первым митрополитом, перенёсшим свою
митрополию в Москву и тем закрепившим
значение Москвы для всей Руси, был Пётр. Его
выдающийся ум прозревал в будущее, и ему
удалось даже завоевать уважение ханов к
Русской Церкви.
По преданию, он
предсказал величие Москвы, хотя сам и жил
ещё во время могущества Орды. Преемник его,
Алексий, уже видел зарницы этого величия;
Сергию же выпала величайшая историческая
миссия нравственно поддержать и
благословить великого князя Дмитрия на
первое поражение татар.
|
Когда в 1375 году
Дмитрий двинулся на Михаила Тверского,
своего главного внутреннего противника,
происками исхлопотавшего себе от Золотой
Орды великокняжеский ярлык, то его уже
поддерживало большинство князей, и ему
удалось разбить Михаила и принудить его к
отказу от всех притязаний. Дмитрий уже не
так считался с Ордой. Новый дух, сознание
единства соединяли князей, изменилось и
сознание народа; видя единение среди своих
вождей, народ окреп духом, страх перед
врагом стал утихать, и явилось сознание
своего права и достоинства.
В Золотой Орде в это
время ханом был Мамай, и, конечно, он не мог
отнестись спокойно к высказанному
пренебрежению его указу и к растущей
самостоятельности Дмитрия, и он начал
посылать новые карательные отряды на Русь.
В 1377 году татары
неожиданным набегом разграбили Нижний, и в
1378 году была выслана новая рать под
водительством мурзы Бегича, но Дмитрий
обходом и стремительным натиском нанёс
первое поражение татарам на реке Воже.
Событие это сильно подняло дух народа
русского.
С этого времени Мамай
решил похоронить всякую память о России под
развалинами и пеплом. Он собрал всю
Волжскую Орду, сговорился с литовским
князем Ягайло и русским князем Олегом
Рязанским и летом, в 1380 году, поставил свою
ставку при устье реки Воронежа. Время для
Руси настало грозное. Митрополит Алексий
уже умер, нового митрополита ещё не было,
ибо в церкви происходили смуты
соискательства.
И тут выступил во всей
силе своего обаяния Преподобный Сергий. Кто
же другой мог поднять весь народ и вдохнуть
такую несокрушимую веру в правоту дела,
следовательно, и в победу? Самый мирный
подвижник, чуждый всякому насилию, без
колебания благословляет князя и воинство
его на Подвиг за правое дело, за народ, за
Русь.
Во второй
половине XIV века с православного Востока
стало проникать в мир славянский учение
Григория Синаита, так называемое, «умное
делание», конечная цель которого состояла в
установлении постоянного памятования или,
вернее, через памятование введение в сердце
непрерывного общения с Силами Высшими, для
чего давались многие предписания и даже
чисто механические приёмы этого
умственного достижения.
Нигде не находим
указаний, чтобы Преподобный применял это «умное
делание» в своём Учении, вернее
предположить, что он даже запрещал его. Ибо
на личном опыте он знал, что постоянное
общение с Иерархией Света достигалось,
прежде всего и проще всего, путём
раскрытия сердца. Раскрытие же сердца не
требовало затраты времени ни на какие
упражнения исключительно для себя.
Среди сознательного и
священного труда во имя Светлой Иерархии
совершалось это любовное раскрытие, и в
сердце устанавливался постоянный престол
во имя Высшего. В познании сердца, этого
великого и единственного двигателя и
мерила духовности, Преподобный опередил
многих духовных путников. Именно он нашёл
силу этого источника и через него
приобщился к Миру Огненному, о чём ярко
свидетельствуют его пламенные видения.
Приводим их, как они
описаны в жизнеописании. Исаакий, ученик
Преподобного, которого он желал видеть
игуменом монастыря на Кержаче, просил его
благословить на подвиг молчания. Сергий, не
желая насиловать, уступил просьбам своего
любимого ученика.
В
условленный день, после совершения
литургии, выйдя из северных врат, он
обратился к стоящему около них Исаакию и
осенил его в благословении на трудный
подвиг крестным знамением. И увидел Исаакий,
что из Руки Преподобного «исходит пламень и
объемлет его». Он стал молчальником, когда
же ему хотелось говорить, перед духовными
очами его вставал пламень руки Сергия и
ограждал его от нарушения обета. Лишь в этом
случае и ещё в другом он вынужден был
нарушить своё молчание.
Однажды Литургию
служили Сергий, брат его Стефан и племянник
Феодор; Исаакий и Макарий стояли в церкви.
Вот видит Исаакий в алтаре четвёртого,
чудного образом, сослужащего им. На первом
выходе с Евангелием Он шёл за Преподобным и
весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог
смотреть на Него; и чудо это разрешило уста
его, и он спросил рядом стоявшего Макария,
который, казалось, тоже видел необычайное
явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж?
– Не
знаю, — ответил Макарий, — но меня объемлет
страх, когда я взираю на Него.
По окончании литургии
оба ученика обратились к Сергию, прося
объяснить виденное ими. Сергий вышел из
церкви, не промолвив ни слова, но когда
вошёл в келью свою, сказал им:
–
Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну
сию, то и я не могу утаить от вас, что
виденный вами был Ангел Господень, и не
только теперь, но и всегда бывает такое
посещение Божие мне, недостойному, во время
совершения Божественной Литургии. Вы же
сохраните сие втайне до исхода моего.
В другое время
Преподобный также служил Литургию, и в
алтаре стоял его ученик, Симон Экклезиарх*,
и тоже сподобился чудесного видения. Во
время пения «Тебе поём» Огонь спал «как бы с
неба и ходил по престолу, объемля Светом
окрест весь алтарь» и окружая
священнодействующего Сергия. При
приобщении же им Святых Даров свился
божественный Огнь и вошёл внутрь потира.
Так Преподобный причастился Огня
неопалимого. В трепетном безмолвии стоял
его ученик. Но Сергий духом прозорливости
понял, что ученик сподобился видения, и
спросил его причину потрясшего его трепета.
– Я
видел благодать Святого Духа, действующую с
тобою, — отвечал Симон.
Но Сергий запретил ему
возвещать кому-либо о виденном до дня его
ухода.
Красиво отмечено это
явление в книге Бориса Зайцева:
«Свет и Огонь! Легкий
небесный пламень, как бы родственен, дружен
теперь с Преподобным. «Друг мой Свет», «Друг
мой Пламень», — мог сказать пронизанный
духовностью, наполовину вышедший из мира
Сергий. И не удивит рассказ экклезиарха
Симона, видевшего, как Огонь небесный сошёл
на Святые Дары при освящении их Сергием, «озарял
алтарь, обвиваясь около трапезы и окружая
священнодействующего Сергия».
|
Воистину,
вся жизнь Преподобного могла быть выражена
словами: «Ныне Силы Небесные с нами
невидимо служат».
Отмечены в
жизнеописании случаи прозорливости
Преподобного. Один из них связан с именем
друга его — Святителя Стефана Пермского.
Чудо это записано за два года до смерти
Преподобного. Спеша в столицу по делам
церкви, Святитель Стефан, проезжая и
находясь в девяти верстах от Троицкой
Обители и не имея времени навестить своего
друга, велел остановить лошадей и, встав,
поклонился в сторону Обители со словами:
– Мир
тебе, духовный брат!
Преподобный
сидел в это время за трапезой с братией и,
духом прозрев такое приветствие, встал, и на
глазах удивлённой братии отвесил низкий
поклон и произнёс:
–
Радуйся и ты, Христов пастырь, мир Божий да
пребывает с тобою.
Преподобный объяснил
удивлённым свидетелям, что он
приветствовал епископа Стефана, который с
пути послал им благословение. В
воспоминании этого случая в Лавре до
последнего времени сохранялся
трогательный обычай: каждый день, во время
трапезной, по данному знаку братия встаёт и
читается краткая молитва.
Можно сказать, что вся
жизнь Преподобного была постоянным
прозрением в далёкое и близкое будущее.
Только Огненным напряжением и приобщением
достигал он этого трудного качества.
Преподобный знал это великое обострение
чувств. Все приходившие к нему находили
неувядаемую свежесть сердца. И не каким-то
особым приёмом, но простым открытием сердца
достигал он этого постоянного обострения
чувств, преображавшего каждодневность
Подвига в радостное и торжественное
служение на благо ближнему.
К концу жизни
Преподобному Сергию явлено было чудесное
видение, неразрывно связанное впоследствии
со многими его посмертными чудесами.
|
Несомненно, у Сергия
было глубокое почитание Богоматери; тому
свидетельствует и второй основанный им
монастырь на Кержаче во имя Благовещения;
также и его последние слова, обращённые к
братии, в которых он вверял любимую паству и
Обитель Покровительству и Заступничеству
Пречистой. Но более всего, конечно,
подтверждает это видение Пречистой на
закате дней его. Это благодатное видение
явилось как бы завершением всего
пройденного им пути Огненного Служения и
утвердило созданное им Дело.
Некоторые относят это к
1387 году, в одну из пятниц Рождественского
поста. В эту незабвенную ночь для Троицкой
Обители вся братия спала мирным сном,
Святой же Сергий горячо молился перед
иконою Божьей Матери. Совершив обычное своё
правило, он сел немного отдохнуть. Тут же
находился его келейник Михей. Внезапно
Преподобный воспрянул и сказал ему:
–
Чадо, трезвись и бодрствуй, сейчас имеет
быть нам чудесное посещение.
И едва произнёс он, как
услышан был голос:
– Се
Пречистая грядёт.
Святой Сергий поспешил
в сени, и тут осенил его ослепительный Свет,
ярче солнечного, и он телесными глазами
увидел Царицу Небесную с Апостолами Петром
и Иоанном, блиставшими Светом несказанным.
Преподобный, не будучи в силах вынести
объявшего его трепета, пал на землю.
Пречистая прикоснулась к нему рукою и
сказала:
– Не
ужасайся, избранник Мой. Услышана молитва
твоя, не скорби больше об учениках твоих и
об Обители своей не скорби более. Ибо отныне
она всем будет изобиловать, и при жизни
твоей и по смерти твоей неотступна буду Я от
Обители твоей.
Сказав это, Пречистая
стала невидима.
Преподобный,
исполненный великого потрясения, пребывал
как бы в исступлении ума. Придя в себя, он
нашёл Михея, лежащего замертво. Очнувшись,
Михей стал спрашивать:
–
Отче, что значит это ужасное и чудное
видение, ибо душа моя от ужаса едва не
разрешилась от тела?
Но Преподобный и сам ещё
не мог говорить от великого трепета,
охватившего его, и так стояли они друг
против друга в безмолвии и в удивлении.
По истечении некоторого
времени, придя окончательно в себя,
Преподобный послал Михея позвать иноков
Исаака и Симона, и передал им все
подробности благодатного Посещения. После
радостных, духовных и сердечных восхищений
было совершено молебствие, иноки разошлись
по кельям. Но Преподобный всю ночь провёл
без сна: слишком полна была его душа
восторгом неизречённым.
В 1388 году Преподобный
похоронил любимого ученика своего —
Исаакия Молчальника, а в 1392 году
преставился
и Михей, живший в одной келии со своим
наставником, свидетель многих чудес,
совершённых Сергием, и удостоенный наконец
видения Небесной Зари и Света необычайного,
окружавшего посетившую их Богоматерь.
После этого Посещения и
той духовной высоты, которой достиг
Преподобный, он уже недолго жил. За полгода
до своей кончины Преподобный получил
откровение о своём исходе. Призвав братию,
он вручил управление Обителью своему
ученику преподобному Никону, сам же
удалился в келью, в полный затвор, пребывая
в безмолвии.
25
сентября 1392 года, на 78-м году от рождения,
приобщившись Святых Даров, принесённых в
келью его, Святой Сергий благословил
собравшуюся вокруг него братию, сказав:
–
Вот я отхожу к Богу, меня призывающему, вас
же предаю Господу и Его Матери. Она да будет
вам прибежищем и стеною крепкою от сетей
вражеских, — после чего мирно отошёл.
По свидетельству братии,
в момент преставления лик Преподобного
озарился Светом и необыкновенное
благоухание наполнило келью.
Webmaster | |||
Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004 |