Но особенно много ободрения и чудес
было явлено Преподобным Сергием в тяжкое
время Смуты (1607-1613). Троицкая Обитель к этому
времени, возвышаясь в духовном и
общественном значении, преуспевала и в
своём строительстве.
В 1550 году был
закончен большой пятиглавый Успенский
Собор и вокруг монастыря была сооружена
массивная каменная стена с двенадцатью
башнями, превратившая монастырь в
первоклассную крепость, прикрывавшую
дорогу из Москвы в северные города.
Богатства монастыря
настолько возросли, что уже с XVI века казна
монастырская могла ссужать значительные
суммы на нужды государственные. И, конечно,
такая крепость, с хранившейся в ней богатой
казной, представляла заманчивую добычу для
«тушинцев», поляков и литовцев смутного
времени.
На эту духовную
твердыню и сокровищницу Земли Русской и
устремились хищники, и 23-го сентября 1608 года
воевода Тушинского царька Пётр Сапега с
войском из поляков и литовцев, а также с
примкнувшими к ним многочисленными
отрядами из тушинцев подошёл к стенам
монастыря. Число врагов, по показаниям
пленных, простиралось до 30-ти тысяч. Этой
вражеской силе защитники Сергиевой Обители
могли противопоставить самые
незначительные силы.
|
Царь Василий
Иванович прислал в монастырь небольшой
отряд под начальством воевод Алексия
Голохвастова и князя Долгорукого-Рощи.
Кроме того, монастырь вооружил всех своих
слуг, служебников и крестьян, и даже братия
взялась за оружие. Так что число защитников
набралось до 2400 человек. Собралось под
защиту монастыря также и всё ближайшее
население (между ними были старцы, женщины и
дети), что сильно осложняло положение и
затрудняло защиту. Враги заняли все дороги,
ведущие к монастырю, своими заставами.
Со своей стороны,
осажденные энергично готовились
к обороне. Воеводы, совместно с
архимандритом и соборными старцами,
привели всех защитников к крестному
целованию у Раки Преподобного Сергия с
обещанием крепко и непоколебимо стоять
против врагов. «И оттоль, — пишет в своём
сказании знаменитый келарь Троицкой Лавры
Авраамий Палицын, — бысть во граде
братолюбие велие и вси со усердием без
измены ратовахуся со враги».
Сказание об осаде
монастыря повествует о многократных
явлениях Преподобного Сергия архимандриту
Иосафу и пономарю Иринарху с
предупреждениями об опасности и обещаниями
помощи.
Сергий —
Духотворец! Сергий — живая связь с Миром
Высшим!
Если пламенный Облик
его общечеловечен, то дело, сложенное им,
есть дело строения Государства Русского. На
всех поворотных пунктах истории, при всех
потрясениях, обрушивавшихся на Землю
Русскую, неизречённая мощь Преподобного и
твердыня духовной Культуры, им заложенная,
стоят нерушимым оплотом сил духовных.
Мы видели, как на
протяжении столетий мощь Преподобного
неотступно питала и хранила любимую им
Землю Русскую.
Но история
повторяется, и кто может сказать, что
наступившие с началом XX столетия годы
развала, гонения и кощунственного
разрушения святынь снова не сменятся
великим, ещё небывалым духовным подъёмом,
который в стихийности своей превысит все до
него бывшие подвиги?
«Одним из
отличительных признаков великого народа, —
говорит Ключевский, — служит его
способность подниматься на ноги после
падения. Как бы ни было тяжко его унижение,
но пробьёт урочный час, он соберёт свои
растерянные нравственные силы и воплотит
их в одном великом человеке или в
нескольких великих людях, которые и выведут
его на покинутую им, временно, прямую
историческую дорогу».
Через многие тяжкие
испытания прошла Земля Русская, но все они
лишь послужили к её очищению и возвеличению — так
было, так будет. Сильна Россия мощью
Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто
может сказать, что Мощь Его, неотступно
стоящая на дозоре, не ждёт Срока,
записанного в Скрижалях Небесных?
Уже неизречённые
касания Его достигают многих сердец, и
трепещут они в радостном предчувствии
Новой Зари. Вновь, как в грозное время
очищения Московского Государства от
разбойников, повсюду встают видения
Преподобного. Разнообразны они: вот Он в
Вихре Огненном, вот Один в сиянии
серебряном, с поднятой чашей; вот в
сопровождении двух сподвижников, низко
опущены схимы на лики их; вот стан, во мгле
серебристой, не видать конца-края его, и
стяг Преподобного реет высоко над ним; вот
благовесть несётся незримая, толпы народа
спешат, праздничны одежды; вот слышен
призыв Его пламенный, звучит в нём радость
победы великой, радость грядущему мощному
Строительству!
Пробьёт Час, Свыше
предуказанный, и народ Земли Русской в
порыве любви пламенной к Родине своей, в
Подвиге духа, подымется под стягом
Преподобного против безбожных за Святыню
Отечества, за достоинство своё, за благо
народов!
Отче Сергий
Дивный, с Тобою идём, с Тобою ПОБЕДИМ!
«Жизнь
бесталанна без героя», — так гласит устами
народа древняя мудрость. Так утверждает
Закон Эволюции. В дни разрушений, в дни
неслыханных озлоблений и всякого
надругания и кощунства, когда высшей
культуре духа, а следовательно, и эволюции
всего человечества грозит гибель, не должно
ли понятие это зажечь сознание и сердца не
только лучших умов человечества, но
захватить все лучшие силы народов?
Уже во многих странах
встают облики вождей и героев, ибо душа
народов тоскует о Вожде Светлого Будущего.
Но тёмные в ярости саморазрушения
продолжают восставать, кощунствовать и
скрежетать против всякого понятия Героя и
Вождя.
Свет и тьма!
Резко обозначилась грань между Светом и
тьмою!
Неприемлем
Вождь и Герой для тёмного сознания, ибо
Вождь идёт за Светом Высшим, за Светом,
влекущим в Будущее.
Истинный Вождь есть
воплощение Указа Высшего. В таком Вожде, как
в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния
народа. Такой Вождь идёт, осенённый Знанием
Высшим, и милосердие и строительство —
доспехи его.
Таким Вождём был
Преподобный Сергий. Вдохнув героический
дух в народ, Он устремил его в Будущее. Таким
Вождём остаётся Он и сейчас, ибо
нерасторжима связь Великих Духов с Делом и
Подвигом их жизни.
Осиянный Светом
Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый, на
ступеньках великой Лестницы Иерархии Света,
готовый в указанный Час устремить легионы
Светлых Сил, готовый благословить народ
свой и Вождя его земного на новый Подвиг.
Свет
и тьма! Свирепствует Предуказанная Битва!
Грозен Армагеддон! Но Час
решительный наступает, и Свет побеждает
тьму!
О ВЕЛИКОМ ВОЖДЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
|
О Сергии
придется еще много сказать.
Церковники поспешили
облечь Его в золотые ризы и спрятать от
народа за монастырской оградой. Но удалось
им это только частично, ибо народ почитал
Его и почитает, несмотря ни на что. Его
канонизировали, возведя на церковный Олимп,
и тем как бы умалили Его чисто общественную,
политическую и государственную
деятельность.
А Он Был именно
выдающимся общественным деятелем. Он Понял
поворотный момент в истории Русской Земли и
Повернул ее ход в должном направлении, взяв
на себя великую ответственность за исход
битвы на Куликовом поле. Он Благословил на
нее князя Дмитрия и его рать.
Надо было почувствовать
и понять этот решающий поворотный момент и
положить свой духовный авторитет на Чашу
весов истории. И Он это Сделал.
Золотые ризы, одетые на
Него церковью позднее, не смогли скрыть
того факта, что Он Был простой человек и
великий труженик. Когда какой-то Его
почитатель пришел, чтобы побеседовать с Ним,
он не смог отличить Его по одежде от других
членов Его Общины: так бедно и неприметно
был Он одет.
Неверно
называть Лавру его времени монастырем,
точнее считать ее трудовой Общиной,
трудовой коммуной, ибо в основе ее лежал
труд. Он Принимал деятельное участие в
делах Московского государства, помогая
князю Советами, и Лавра являлась как бы
духовным центром освобождающегося от
татарского ига народа. Недаром назван был
Он Воеводою Земли Русской. И если убрать с
Его Лика налет церковничества, то увидите
под ним государственного, политического и
общественного деятеля и Вождя, стоявшего на
страже родной Земли, взявшего на свои плечи
ответственность за ее судьбы.
Нелишне вспомнить и то,
как в смутное время лавра встала на защиту
Руси и что Сергий не раз Являлся ее
защитникам, вдохновляя их на ратный Подвиг.
Его можно также назвать
и покровителем истинного искусства, ибо
Андрей Рублев был Его учеником и близким
Его сотрудником.
Многое можно еще
сказать об этом Великом Духе, но время еще
не пришло. Вспомним всех, кто жизнью своей
утверждал строительство Земли Русской.
Так твердо скажите всем,
кто любит свою Великую Родину-мать.
Грани Агни-Йоги, т. 8, § 203
Webmaster | |||
Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004 |