ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ  
ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ ЛЕКЦИЯ ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ СЕДЬМАЯ

 

Маленький Кришна
Маленький Кришна

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ

ЖИВАЯ ЭТИКА О ДЕТЯХ 
И ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

 

   О детях и их воспитании очень много сказано в книгах Живой Этики.
    В чем же заключается особенность и отличие изложенных в Учении подходов к воспитанию от традиционных?
    Главное отличие состоит в том, что появляющегося на свет ребенка Учение рассматривает как сложившуюся индивидуальность, уже имеющую опыт прошлых жизней и свои духовные накопления. Следовательно, воспитание — это продолжение процесса духовной эволюции человека, но отнюдь не его начало, как считала до сих пор земная педагогическая наука. В этом коренное отличие подходов.
    Посмотрим, что говорит о детях Живая Этика, и начнем с того периода, когда ребенок еще не появился на свет.

    1. Огромное значение для зарождения новой жизни имеет чувство любви, связывающее родителей.
    «Люди должны понять божественность Любви в ее высочайшем проявлении и также искать здесь, на земле, ее отображение. И, конечно, даже само потомство как плод Любви, будет много выше потомства случайного совокупления. Потому брак только ради потомства есть явление безобразное и кощунственное». (П., 1, С. 376)
   
Когда же происходит воплощение? Учение говорит об этом так: «Дух получает связь с плодом в момент зарождения. Он начинает входить с четвертого месяца, когда формируются первые нервные и мозговые каналы. Утверждение позвоночника создает следующую ступень овладения» (П., 1, с. 174).
   
Следовательно, аборт нужно рассматривать КАК УБИЙСТВО.
    «Не трудно представить себе, сколько страданий приносит духу, готовому к воплощению, насильственное пресечение его уже начавшейся жизни или даже хотя бы предотвращение зарождения духа, привлеченного Кармою. Какую тяжкую Карму готовят себе невежественные и преступные родители уничтожением плода!» (П., 1, с. 174-175).

    2. Индивидуальные особенности ребенка проявляются уже во время беременности и находят свое отражение в особенностях поведения женщин в этот период.
    «Характер будущего человека уже обозначен в утробе матери. Уже можно наблюдать некоторые особенности, которые предопределяют характер, явленный в желаниях самой матери» (А., §552).
    «На самых простых примерах можно видеть указания на забытые Основы. Непонятные прихоти беременных женщин напомнят о перевоплощении, особенно если проследить характер дитяти» (Бр., §177).

    3. В этот период особенно важно, чтобы женщина находилась в спокойном, гармоничном и уравновешенном состоянии, но для этого ей необходимо направлять свое сознание и мысли к возвышенному и Прекрасному. Такое устремление матери создаст и необходимую защиту нарождающейся жизни от темных нападений.
    «Матерей мудрость предусматривает оккультные условия при рождении ребенка. Дух матери знает, как враг пытается повредить новому путнику. В переходное время зарождения легче подослать яд. Легко умножить гнев матери и наполнить дом сором недовольства.
    Мудро пытаются матери устремить глаз на лики святых или утешиться перед ликом Природы» (Оз., 1-VI-8).
    «Блаженна мать, открывшая полог к Свету и поднесшая первый цветок. В тишине, и с улыбкою, и в Красоте ждите новых, стучащихся в Мир» (З., 19.III.1923).

    4. Природа предусмотрела постепенность процесса адаптации появившегося на свет ребенка к условиям Плотного Мира.
    «Мудро состояние новорожденного, когда он может постепенно принять земные тяготы. Не одно семилетие требуется, чтобы овладеть земным существованием. Потому следует так бережно охранять явление детей» (М. О., 1, §338).
    Процесс этот происходит циклически, при этом каждое новое семилетие завершает определенный этап овладения материей.

    5. Особенностью первого семилетия жизни ребенка является то, что он живет как бы одновременно в двух Мирах. Многие дети до семи лет видят образы Тонкого Мира, в возрасте трех-пяти лет они могут помнить о своем прошлом воплощении и о пребывании в Мире Тонком.
    «Напрасно удивляются многие появлениям детей, помнящих свое прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях. Так происходит сближение двух Миров, и это обстоятельство предшествует великим событиям...» (М. О., 3, §542).

    6. Живая Этика говорит о некоторых особенностях развития и поведения детей в этот период, которые часто принимаются родителями и врачами за болезни. Делаются даже попытки лечить их, что часто приводит к пагубным последствиям. Поэтому так важно знать об этих особенностях и правильно к ним относиться.
    «Дети очень много помнят, особенно в раннем возрасте, из своих прежних воплощений. Этим объясняются некоторые странности в их поведении и устремлениях, часто не отвечающих окружающему укладу». (П.)
    «Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожарах, о звездах и об огоньках. Конечно воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание... Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни-Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное не засорить и не запугать их...
    Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не говорю о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства.
    Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка — самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень Культуры. Не готовить Агни-Йогов, но лишь открыть им путь, — Космическое Явление не терпит насилия. Но где цветок Огня готов распуститься, там не мешайте» (А.-Й., §457).
    Если дети рассказывают нечто необычное, не нужно принимать это за болезнь их психики.
    «Пусть люди обращают внимание на детей, помнящих не только прежние воплощения, но и некоторые подробности Мира Тонкого. Пусть такие сведения будут отрывочными — они для наблюдательного ученого могут собираться в целое ожерелье. Главное не отрицать, что в данное время кажется необычным». (Бр., §158)
    «Не для насмешки даются явления малых детей, помнящих прежние жизни и воспринимающих мысли» (Бр., §219).
    «Пусть дети вспоминают из своей сокровищницы, она готова к проявлению самых характерных подробностей. Наука может получить ценные данные от детей; ими мало пользуются. И тогда нападают на детей, не желают понять, сколько можно нарушить грубым прикосновением» (М. О., 2, §174).

    7. Также нужно понимать особенности нервных реакций детского организма.
    «Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно...
    Иногда некоторые центры проявляют болезненность, к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребенка. Между тем, по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. Сколько добра могли бы принести подобные наблюдения! Сколько возможностей было бы охранено! Так могло бы быть правильно начато накопление психической энергии.
    Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет и особенно тяжко после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла уже в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики.
   
Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего... Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии, и дух не имеет вещества для проявления.
    Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей Расы» (А.-Й., §539).
    Нервные удушья часто происходят от перегружения «Чаши» без сознательного пользования ею. Дети тем же могут недомогать, показывая, что прежний опыт был значителен. Конечно, заботливое попечение и спокойное занятие будут уравновешивать борьбу духа и тела» (А.-Й., §573).
    «Можно наблюдать, что в детстве много электричества в теле, как бы то же количество, как у взрослых, значит — элементы огненного тела вложены полностью. Зерно духа уже заложено... Много явлений упускается, например — нередкое свечение детского тела, также жесты и проявления гнева или покоя. Напрасно думают, что детская аура невыразительна. Можно видеть в ней немало принесенного груза» (М. О., 3, §503).

    8. В первом семилетии идет стремительное расширение сознания, бурный процесс познавания Плотного Мира.
    «Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. Поверьте, переутомление мозга бывает только от неповоротливости.
    Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования — ты все можешь. Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное... Нужно, чтобы в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже многое потеряно. Обычно после трех лет организм полон восприятий» (Об., §102).
    Очень важно при этом не сковывать инициативу детей. «Дух, утонченный и возвышенный, немеет перед гнойными наростами
предрассудков. Как часто взрослые запрещают всякую импровизацию, забывая, что это есть песнь духа. Если техника и не совершенна, то все же сколько зерен прекрасных запечатлеются в этих зовах сердца» (М. О., 1, §267).

    9. Чрезвычайно важно, чтобы воспитатели сумели разглядеть индивидуальные особенности ребенка и помогли отыскать ему нужное направление.
    «Учение может усваиваться детьми необычайно быстро, лишь бы наблюсти особенности ребенка. Он в большей степени вспоминает уже познанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут вспомнить уже заложенное в нем. Тем легче после усвоить и новые предметы, но следует наблюдать» (Бр., §276).
    «Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании...» (Бр., §152)
    «Если в кругу действия появляется ребенок, привлеченный особыми причинами, улыбнитесь ему и развейте его сознание, что эти действия — его дом. Дети иногда приходят по особому зову. Дайте им то, что приготовлено их прошлым. Фрукты наливаются соком, когда корни крепки» (А.-Й., §301).
    «Познавательность есть особое качество сознания. Оно не зависит от рассудка; не зависит от окружающей среды; не зависит от школьного образования, — оно слагается в области сердца...
    Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают свое назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребенка показывают насколько дух его ищет нечто определенное, но обычно не поняты такие стремления. Очень осмеяна священная особенность, зовущая к восхождению. Но в будущей эпохе, именно, такие особенные познаватели будут оценены» (А., §271).

    10. Расширяя сознание детей, нужно соблюдать при этом особую чуткость. «...Особенно нужно оберегать организм до семи лет. У детей даже самых развитых не нужно насиловать природу — Огонь не терпит насилия. Нужно уметь открыть дверь, но всякое насилие может вызвать непоправимый вред.
    С другой стороны, не следует чрезмерно облегчать устремление ребенка, ибо условие чрезмерной помощи приводит к дряблости. Так заповедан Золотой Путь (Путь золотой середины. — авт.)» (М. О., 1, §19).
    Какие же наиболее значительные понятия должны усвоить дети с самого раннего возраста?

    11. Уже в самом раннем возрасте ребенок должен услышать о Беспредельности Бытия.
    «Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на Дальние Миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз...» (Об., §102).
    «О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но еще нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу о Покровителе и Руководителе. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им, как верная защита от страха.
    Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребенка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребенок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы и даже Огненные. К ребенку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми...» (М. О., 1, §379).

    12. Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям легко припоминать то многое, что скоро забывается. Притом такое проявление проснется в несравненно прекрасных формах» (А., §166).

    13. «От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном; должны понимать начало Иерархии и Добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание. Понятие Бога во всем величии очистится на основе Иерархии. Только так Понятие Высшее не останется отвлеченностью и сольется со всем Бытием...» (М. О., 2, §188).
    «Нужно приучать всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни» (И., §224).
    «Какое множество прекрасных помыслов зарождается в семилетнем сердце, когда смутные образы Тонкого Мира еще не покинули мозг и сердце!» (П.)

    14. Нужно воспитывать детей на примерах героев и подвижников. «То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность Блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения. Не унижайте детей» (Об., §102).
   
«Взрослые нередко не звучат на понятия героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются Подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за Правду. Невозможно лишить детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое Светлое горение» (Бр., §470).
    «Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примитивных смазываний будет очерчен облик труда и воли» (Об., §234).
    «Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о Подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых Заветов?» (М. О., 2, §428).

    15. В наше время особенно важно уберечь детей от разложения сознания, от нравственной деградации.
   
«Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце» (Об., §116).
    «Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей... Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей. Среди сплошной подделки можно ли ожидать правдивости?» (Оз., З-V-19).
    «На полках книгохранилищ целые гнойники лжи... Можно бы сказать: переспи на плохой постели, — но невозможно предложить прочесть лживую книгу... Именно книги засоряют сознание детей» (Об., §94).
    «Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана» (Оз., 3-V-19).
    «...Если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по всем лабораториям и обсерваториям. Наши призматические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они любят все настоящее, а Мы стремимся к Правде. Давайте детям лишь настоящие вещи!» (Оз., 3-V-19).

    16. Привить чувство коллективизма, общинножития, что необычайно важно, можно тоже только в самом раннем возрасте.
    «Только сознание до трех лет вместит легко Общину. Как ошибочно думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими» (Об., §102).
    Особенно нужно поощрять детей в их стремлении к усовершенствованию жизни.
   
«Скажите детям, по какому признаку находить гнездо эгоизма. Они должны понять, что эгоист, прежде всего, не допускает, но искатель Общего Блага ставит первой Задачей вмещение возможностей». (Об., §157)

    17. «Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду. Пусть лучшая эволюция построится на труде как на мере ценной» (Об., §8).
    Труд — важнейший фактор развития и совершенствования во всех Мирах.
    «Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю ошибкою, что детей стараются занять всякими глупейшими игрушками и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить». (П.)
    Прочно лишь то достижение, которое получено самостоятельным усилием.
    «Сам, сам, сам!», — восклицает ребенок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят
иногда о завете самостоятельного достижения на земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. «Пусть вверху и внизу работают на меня» — так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но ребенок помнит и защищает самостоятельность» (М. О., 1, §264).
    Приучая ребенка к физическому труду, нужно избежать один очень укоренившийся предрассудок. «...Люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребенок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребенок может избежать предрассудка взрослых» (Бр. §275).
    Труд совершенствует не только физическое тело, он утончает и совершенствует более тонкие структуры человека и тем готовит его к овладению высшими сферами Бытия.

    18. «При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда; наоборот, присоединяется широкое понимание труда на Пользу Общую.
    Такое представление уже значительно утончает сердце, но впоследствии такое расширение понятия труда станет недостаточным, тогда в Огнях сердца создается труд пространственный для Будущего. Тогда никакое отрицание не препятствует росту труда. Тогда пространственный труд сознательно проникает в высшие сферы.
    В этом условии сознательности сердце получает прочный доспех, который даже пригодится для Огненного Мира. Будем стремиться к доспеху всюду пригодному» (С., §411).
    Не только фактор труда влияет на воспитание сердца. Дети должны знать о сокровенной бессмертной сущности этого центрального органа человека.
    «Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение» (С., §575).
    С сердцем также связано понятие духовности.

    19. «Духовность является природным заработанным качеством, но на средних ступенях она может быть воспитываема. Но нужно начинать такое преображение от рождения. Надо дать чистую атмосферу, не затемнять воображения подлыми видами, научить радоваться, именно, возвышенно Прекрасному, удалять роскошь и всякую грязь» (М. О., 3, §499).
    «Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства...» (А., §70).    
    «Грязь не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца...» (Об., §106).
    «Не следует думать, что пустота (духовная) жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живет в чистом доме» (А., §70).

Маленький Кришна (справа)
Маленький Кришна (справа)

    20. Нужно оберечь первую молитву ребенка.
    «Молитва не может иметь ничего общего с насилием. Первая молитва ребенка не должна быть осмеяна или порицаема. Мальчик молится: «Господи, мы готовы помочь Тебе». Прохожий очень возмутился и назвал ребенка гордецом. Таким образом, первое чувство самоотверженности было поругано. Девочка молилась о матери и о корове, и такая молитва была осмеяна. Но память осталась о чем-то почти смешном, тогда как такая забота была трогательна.
    Устрашение Богом тоже есть великое кощунство. Запрещение молиться своими словами уже будет вторжение в молодое сознание. Может быть, ребенок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль кверху. Кто же может вторгаться, чтобы потушить порыв! Первое наставление о молитве будет наставлением на весь жизненный Путь» (А., §69).

    21. С самого раннего детства нужно приучить детей воспринимать красоту звука и цвета.
    «Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство Прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи» (Бр., §292).
    Когда-то существовала прекрасная традиция, ныне забытая, когда матери пели детям колыбельные песни. Без такого воспитания «только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого...» (Бр., §292).
    «Также и для лечения цветом нужно открыть глаза. Часто достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но все же касание просвещенное нужно. Если даже от прежних накоплений глаза уже открыты, то все-таки нужно, чтобы прозвучало призывное — смотри!» (Бр., §293).

    22. «Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живет с первого часа, но не для тех, для кого все индусы на одно лицо» (Об., §190).

    23. Огромно значение семьи в воспитании ребенка.
    «Если бы большинство современных семей не являлись рассадниками пошлости, то именно они могли бы быть проводниками работы общего духа. Но механические матери и отцы умеют лишь лепетать: делай, как все!» (Оз., 3-VI-9).
    «Истинная семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество и Иерархию и все условия Братства. Но весьма редки такие семьи и потому невозможно сказать всем, что семья есть символ Братства. Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства» (Бр., §57).
    «Как внешнее условие воспитания ответственности, будет суровость жизни для детей» (А.-Й., §397).

    24. Нужно с самых малых лет научить детей не бояться предрассудков. «Навязчивость идей, впитанная с детства среди условного обихода, убивает попытки разумного мышления» (А.-Й., §545).
    «Детей надо спросить, могут ли они отойти от страха быть нелепыми в глазах толпы? Готовы ли поступиться личным удобством ради Нового Мира? Надо сурово спросить, ибо явленное пламя не боится ветра» (Об., §96).

    25. Но самое главное, нужно научить детей устремляться в Будущее и зародить стремление своими руками строить его.
    «У Нас будущее зовется ковром полета. Учите детей летать высоко» (Об., §189).
    «Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна... Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей» (А.-Й., §68).
    Затем «мечтание должно преобразоваться в дисциплинированное мышление...» (М. О., 2, §428).
    «Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает свое чудесное построение. Так все пространство полно лучами Миров Прекрасных» (М. О., 3, §479).
    «Советую явить время для детей. Пусть тащат сами бревна своего города» (Оз., 3-V-19).
    «Учите малых строить свои города!» (Оз., 3-VI-9).
    Воспитание есть творческий процесс, он не терпит шаблонов. Поэтому Живая Этика избегает давать готовые рецепты и приемы. Но она вооружает нас знанием особенностей духовной эволюции ребенка и дает общие подходы, основанные на знании Законов тонкой, духовной материи. Процесс воспитания — это совместное творчество, сотрудничество воспитателя и ребенка, в котором ярко проявляются индивидуальности как ребенка, так и воспитателя.
    Главную цель воспитания очень точно выразила Е.И. Рерих в своих письмах:
    «Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения, или смысла жизни, ими проходимой» (П.).
    «...Самое насущное дело — воспитание и образование молодых душ, строителей будущего Нового Мира. Ведь столько можно и нужно сделать в этой области» (П.).

 

Назад   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

 

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004