Семья Рерихов - Н.П. Баныкин

Н.П. Баныкин

Домой

     «Без праведника несть граду стояния», — гласит древнее изречение на Руси, тем самым признавая Благость, незримо исходящую от Подвижников.
     И в годы смятения, ломки и переоценки ценностей, когда рушатся царства, и когда перед человечеством встала угроза полного уничтожения — в эти, нами переживаемые, годы переходного периода из века мрака в Век Светлый — Подвижники нужны, как никогда.

А. Хейдок,
ученик Н.К. Рериха

 

     В книге рассказывается о жизни замечательной семьи Рерихов и о выполнении ими планетарной миссии, ради которой они воплотились на Земле.
     Книга предназначена всем, кто не угасил в себе Свет и разум, кто ищет Истину, кто стремится, среди кромешной тьмы, осознать себя Человеком и помочь людям, Родине и Земле.

 

Великий Владыка Шамбалы Мориа — Наставник и Учитель семьи Рерихов

Великий Владыка Шамбалы Мориа
 
Наставник и Учитель семьи Рерихов

ДЕТСТВО      ЮНОСТЬ    РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ    ДЕТИ    НАЧАЛО ПУТИ    ПОЕЗДКА В АМЕРИКУ    ЗДРАВСТВУЙ, ИНДИЯ!   ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ    В МОСКВЕ    ГОРНЫЙ АЛТАЙ И МОНГОЛИЯ    ИЗ МОНГОЛИИ В ИНДИЮ    РАБОТА В ДОЛИНЕ КУЛУ    КАЛИМПОНГ    В РОССИИ    ПОСЛЕДНИЙ ИЗ ВЕЛИКОЙ СЕМЬИ    УЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ВЛАДЫКИ ШАМБАЛЫ

 

ДЕТСТВО

    9 октября 1874 года в России, в городе Петербурге, в семье нотариуса, родился мальчик Коля, а через четыре года и четыре месяца в этом же городе, в семье архитектора, родилась девочка, которую назвали Еленой. Семья девочки была знатного рода. Ее прадедом по матери был великий русский полководец М.И. Кутузов, а великий русский композитор М.П. Мусоргский был ее дядей.
  
Дети росли в одном городе, но никто в то время не знал, что через два десятка лет им предстоит встретиться и создать семью, которая окажет огромное влияние на судьбу всего человечества. Знали об этом только Великие Учителя Света.
  
Детство Коли проходило в доме на набережной Невы и в отцовском загородном имении Извара. Все вокруг привлекало внимание любознательного мальчика: замысловатый узор корабельных мачт, суденышко, бороздящее гладь реки, слова старинной песни времен царя Петра, которую пела детям старушка. Еще большие впечатления получал он в загородном имении Извара: прекрасные узорные облака, плывущие по небу, перелетные птицы, наполняющие гомоном незамерзающее озеро у самой усадьбы, идущее на пастбище стадо, загадочные дали лесов, полей, лугов. А в самом имении — картины. Перед одной из них особенно часто останавливался маленький Коля — будущий Великий Художник. На ней были изображены высокие горы, пламенеющие в лучах заходящего солнца. Впоследствии выяснилось, что это одна из священных гималайских вершин Канченджунга.
  
Так, уже с раннего детства судьба протянула нить к священным Гималаям и великой Индии, с которыми будет связана в дальнейшем жизнь художника и всей его семьи.
  
Интересы и увлечения мальчика были весьма разносторонними. Он очень рано научился читать, рано возник интерес к литературе и поэзии, к театру. Мальчик с увлечением рисует. В девять лет Коля принимает участие в археологических раскопках. Уже с детства любит путешествовать. Свое первое путешествие в древние русские города Псков и Остров он совершил вместе с родителями в пятилетнем возрасте, впечатление от этого путешествия запомнилось на всю жизнь.
  
В эти же годы в Петербурге, в доме на Сергиевской улице, росла девочка Ляля, так ласково называли в детстве Елену Ивановну ее родные. Девочка росла на редкость чуткой и восприимчивой к красоте во всех ее проявлениях, особенно запоминала красоты природы. Она испытывала любовь ко всему живому, остро переживала всякую жестокость и несправедливость. Когда летом в имении своей тети, в Бологом, девочка утром выходила из дома, домашние животные и птицы устремлялись ей навстречу: и больной цыпленок, и журавль с подбитым крылом, которое нужно было перевязать, — все искали в ней защитницу, чувствовали ее заботу и любовь.
  
Ляля очень рано самостоятельно научилась читать, а вскоре одолела французскую и немецкую азбуки и к шести годам уже свободно читала на трех языках. С самых ранних лет книги стали ее лучшими наставниками и друзьями. Маленькая девочка, вся сгибаясь под тяжестью, несла в свою комнату огромный том Библии с иллюстрациями и, раскрыв его, с замиранием сердца созерцала любимый Облик Иисуса Христа. Среди любимых были книги: «История кусочка хлеба» и «Путешествие по Центральной Азии и Дальнему Востоку».
  
Уже в раннем детстве у девочки проявились необычные способности: она видела то, чего не могли видеть другие люди. В семилетнем возрасте она увидела на небе яркую и красочную картину и в восторге вскрикнула:
  
«Мама, мама, посмотри, какое огромное знамя развернулось на небе и свернулось петлей!» Но мама, сколько ни смотрела, ничего не увидела.
  
В шесть лет Ляля имела необыкновенное видение, которое на всю жизнь запечатлелось в ее сердце. Ранним утром девочка побежала в парк к небольшому пруду. Утро выдалось чудесное. Стоя на берегу, девочка всем существом вбирала красоту и радость жизни. Взгляд ее остановился на противоположном берегу, и на фоне распустившейся яблони девочка вдруг увидела высокую мужскую фигуру в белом одеянии, и в сознании ее мгновенно встало воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света. Сердце девочки затрепетало, и радость ее перешла в восторг, все существо ее потянулось к этому далекому, любимому и Прекрасному Облику.
  
До девяти лет похожие видения бывали и во время болезней, сопровождавшихся высокой температурой. Девочка видела, как в ее комнату входили двое высоких мужчин в индусском одеянии, садились в ногах ее постели и начинали тянуть и сматывать в клубок нить, которую извлекали из ее сердца. Иногда она близко видела только их головы, которые склонялись над ней и пристально всматривались в нее.

 

Николай Константинович  Рерих
Н.К. Рерих

ЮНОСТЬ

    Прошло детство, наступила тревожная пора юности. Николай Константинович учится в гимназии. В семнадцать лет он начал систематически заниматься живописью под руководством друга семьи — художника Микешина, который первым подметил у юноши эту способность. В 1893 году юноша оканчивает гимназию и собирается поступать в Академию художеств и в Университет, на исторический факультет.
  
Однако отец неодобрительно относится к его занятиям живописью и желает видеть сына юристом. Пожертвовав историческим факультетом в пользу юридического, юноша отстоял перед отцом Академию художеств. Так достойно он вышел из первого серьезного жизненного конфликта.
  
Правда, в Университете студента Рериха чаще видели на историческом факультете, но экзамены ему приходилось сдавать все же на юридическом. В будущем он успешно закончит и Университет, и Академию художеств.
  
В Академии учителем Николая Рериха был самобытный русский художник Архип Иванович Куинджи, который много дал ученику не только в живописи, но и как учитель жизни. Даже студенческие работы Рериха отличались мастерством и самобытностью, так что к моменту окончания Академии он становится достаточно зрелым и уже известным художником.
  
В годы учебы Николаю Рериху приходится не только своим трудом зарабатывать средства на жизнь, но также настойчиво преодолевать и другие жизненные преграды, встававшие перед ним.
  
Не была безоблачной и юность Елены Ивановны. Судьба любой девушки из знатной семьи в то время как бы заранее была предрешена — выйти замуж и полностью посвятить себя семейным заботам. Для этого было достаточно окончить женскую гимназию. Так было принято.
  
Девушка мечтает о серьезном образовании, но не находит понимания ни у матери, ни у отца. Ей разрешили продолжать уроки музыки, но дома, и совершенствоваться в языках с малосведущими француженками и англичанками, тоже дома.
  
В 19 лет девушка лишилась отца и осталась вдвоем с матерью. В это время она настойчиво занимается самообразованием и музыкой, много читает и изучает серьезную философскую литературу, к которой проявляла интерес с детства.
  
Успехи же в музыке были настолько большими, что профессора консерватории предрекли ей будущее известной пианистки.
  
Но интересы девушки были много шире. Она, например, проявляла безошибочное чувство формы и гармонии красок. Известны ее глубокие и проницательные суждения об искусстве.
  
С молодости Елена Ивановна обладала редкой и изумительной красотой и обаянием, которые сохранила до конца жизни. Как всякая девушка из знатного рода, она вынуждена была бывать на балах и приемах. От женихов не было отбоя, но все они получали отказ.
  
Светская жизнь с ее балами и развлечениями не могла удовлетворить глубокую и чуткую юную натуру. По свидетельству людей, близко ее знавших, она с юности мечтала выйти замуж за человека искусства, чтобы всю жизнь помогать ему, вдохновляя на великие цели. И судьба уже готовила ей такую встречу.

Елена Ивановна Рерих
Е.И. Рерих

 

РОЖДЕНИЕ СЕМЬИ

    Летом 1899 года Елена Ивановна гостила с матерью в Бологом, в имении своей тети. Муж тети — князь Путятин — всерьез занимался археологией. К нему-то по делам археологии и приехал Николай Рерих. Князь был в отъезде. Дожидаясь его, Николай Константинович три дня провел в его доме. С первой же встречи молодые люди почувствовали огромную симпатию и интерес друг к другу. Они нашли много общих интересов в музыке и искусстве. По возвращении в Петербург они продолжали встречаться, вместе посещали выставки, концерты, разговаривали об искусстве, философии. Очень скоро симпатия и взаимное влечение переросли в чувство глубокой любви.
  
Родные Елены Ивановны вначале были против их брака, но необычное событие пришло им на помощь. Три раза подряд Елена Ивановна видела сон, в котором ее покойный отец сказал: «Ляля, выходи замуж за Николая», а в последнем сне еще добавил: «К Вознесению все устроится, все будет хорошо». Так и случилось. Много лет спустя Елена Ивановна узнала, что являлся ей в облике отца ее духовный Отец — Великий Учитель Света.
  
Итак, свадьба была решена, но впереди еще была разлука. Николаю Константиновичу предстояла поездка в Париж для завершения своего художественного образования, а поехать вместе не было средств. Только после его возвращения, 28 октября 1901 года, состоялась свадьба.
  
С тех пор они шли по жизни вместе — вдохновляя, поддерживая и взаимно дополняя друг друга. Так родилась эта удивительная семья, давшая нам пример редчайшего гармоничного содружества, полноправными членами которого впоследствии стали и их дети. Замечательная одаренность каждого члена этой семьи сочетались с глубоким взаимопониманием, уважением и любовью друг к другу.

 

   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

Rambler's Top100Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ruIn the Aport Catalogue 

;

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004