Значение сердца в наступающую Эпоху

        

 

    Начнем с человеческого Мира, когда простое сознание, которым обладал первобытный человек наравне с животными, сменилось у него самосознанием, когда человек обнаружил зачатки мышления и когда его мозг начал развивать те способности, которые в нем заложены, ибо это и есть интересующий нас вопрос.
   
Но эта первая ступень самосознания еще очень примитивна. Человек живет больше чувствованиями, ощущениями и эмоциями, нежели разумом, и все его представления очень еще неясны, туманны и отрывочны. На этой стадии развития мозга человек может проявлять страсти, но не разум; желания, но не разумную волю.
   
На этой младенческой ступени развития человеческого ума его мозг, бедный еще впечатлениями, как губка воду, жадно впитывает все ощущения, как положительные, так и отрицательные. Душа человека открыта. Она — что мягкий воск, из которого можно лепить что угодно, и незасеянная нива, которая даст всходы соответственно посеву. Не обладая способностью анализа и критики, он легко воспринимает все, чему его учат мудрые Наставники и Руководители, но точно так же принимает за чистую монету все, что говорят другие, и сам еще не умеет лицемерить и кривить душой.


Н.К. Рерих, Падма Самбгава, 1924 г.

  Это лучшая пора жизни человека, его внутренний мир еще не омрачен сомнениями. В его душе нет разлада, нет никаких бурь и треволнений. Все в его жизни ясно и понятно, все течет более или менее ровно и спокойно. Нет могучих переживаний, нет тщетных надежд и разочарований.
   
Но это та пора человеческой эволюции, когда младенческое человечество не может еще жить самостоятельно и, как ребенок в няньке, нуждается в Руководителях, и оно имеет Их в лице Мудрых Наставников, Вождей, Жрецов и Царей.
   
Этот первый период развития самосознания человека заканчивается, когда он начинает приобретать познания и более активно и широко входит в развивающуюся жизнь.
   
Второй период развития человеческого самосознания начинается с того, что спокойная, ровная и патриархальная жизнь предков не удовлетворяет более человека. Развивающаяся жизнь, с ее возможностями и соблазнами, манит человека все больше и больше. Он, в конце концов, оставляет свою тихую пристань и выходит в бурное житейское море, чтобы испытать его бури.
   
Этот психологический момент развития народов и отдельного человека хорошо известен и неоднократно упоминается в истории и литературе. Именно для приобретения опыта человек должен погрузиться в жизнь и испытать ее бури.
   
Отдавшись на волю волн жизни и погрузившись в кипучую деятельность, человек в это время вполне отождествляет себя с жизнью и в ней видит свое призвание. Ставя себе всевозможные цели и стремясь к их достижению, он испытывает как успехи, так и неудачи, как радости, так и разочарования.
   
Постепенно он замечает, что достижение цели приносит ему все меньше и меньше радости, точно так же, как неудача — меньше разочарования, и что достижение цели, принося ему временное удовлетворение, оставляет в его душе пустоту, что заставляет его ставить себе новую цель для достижения — для того лишь, чтобы пережить знакомое ощущение в еще большей степени.
   
К концу этого второго периода человек чувствует, что он вырос и созрел. Он приобрел значительный опыт и некоторые познания. Он научился логически мыслить, разбираться в своих ощущениях, делать выводы.
   
Но по мере того как он достигает больших успехов и приобретает больший опыт, в его душу закрадывается тревога и жуткое чувство сомнения. Он начинает все анализировать и подвергать критике. Все чаще и чаще он задает недоуменные вопросы: почему, отчего, зачем?
   
Так как его познания еще очень поверхностны и неполны, то его выводы большею частью ошибочны и неправильны. Чувствуя свою неспособность разобраться в возникающих вопросах жизни и не умея согласовать свои прежние, хотя примитивные, но истинные воззрения и верования со своим развившимся сознанием, он их отвергает, как несоответствующие его развитию.
   
Опустошив свою душу от всего, чему он был научен своими истинными Учителями, от всего, чему он поклонялся и веровал раньше, человек вступает на путь исканий.
   
Начинается третий, очень тяжкий период мучительных исканий. Внутренний мир человека пуст, и эта пустота дает о себе знать все больше и больше...
   
Чтобы заполнить эту зияющую пустоту своей души, человек, не давая себе отчета в том, что с ним происходит, мечется из стороны в сторону, и, постоянно недовольный собой, часто из одной крайности впадает в другую. Иногда ему кажется, что он что-то нашел, и он на время успокаивается, но через некоторое время он убеждается, что это был самообман, и тогда начинается искание в другом направлении.
   
В это время человеческий ум достигает большого развития. Постоянные искания и всесторонние устремления приводят ко многим достижениям в области науки, искусств и к целому ряду блестящих изобретений и открытий в области техники. Начинается соревнование в исканиях и соревнование в достижениях, что, в свою очередь, приводит к еще большему расцвету науки и техники.
   
Это дает некоторое удовлетворение человеческому сознанию, и мало-помалу он приходит к убеждению, что в этом и состоит человеческое благо.
   
Некоторая часть человечества, став на такую точку зрения, прекращает дальнейшие искания. Развивать свой ум и при помощи ума достигать все больших и больших высот во всех областях знания становится их целью и смыслом жизни. Отсюда развивается материализм со всеми его отрицательными последствиями и преклонение перед человеческим разумом как высшим проявлением человеческой сущности.
   
Такое умозаключение и решение чревато многими тяжкими последствиями для эволюции человечества. Сделав из своего мыслительного аппарата своего бога, человек утерял Путь к Богу истинному и на много веков приостановил свое развитие — ибо вместо положительных, духовных качеств стал развивать худшие качества, присущие материалистическому мировоззрению.
   
Так как сфера деятельности физического мозга есть исключительно Мир видимый, Физический, то все мышление было направлено на возвеличивание самого себя и все его познавательные способности и достижения — на приобретение материальных, земных благ.
   
Поставив центром всего свое «эго» и не признавая никакого авторитета, кроме самого себя, человек, как сказано в первой части книги, «подверг все непонятное отрицанию и сомнению, все высшее оплеванию и осмеянию, все, исходящее от другого, критике и противоречию» и вместе с великой техникой развил величайший эгоцентризм и эгоизм, огромное самомнение и самость и достигшую крайнего предела нетерпимость и разъединение.
   
Но и это еще не все.
   
Самое худшее и самое страшное то, что, порвав связь со своим Высшим Началом, находящимся в сердце, и через это — связь с Руководителями человечества — Иерархией Светлых Сил Космоса — человек развил в себе сатанинскую гордыню, отвергающую все Высшее, и вступил на путь сатанизма, ибо существуют только два пути: или Путь к Богу, или путь к Сатане. Средних путей нет.
   
Таким образом, преклонение перед человеческим разумом как перед высшим проявлением сущности есть начало косности и путь к сатанизму.
   
Следовательно, из сказанного видим, что третья ступень развития человеческого ума для некоторой части человечества оканчивается печально. Здесь человеческий мозг еще не достиг вершин своего развития и проявляемая им деятельность может быть названа не умом, но умствованием.
   
Человеку сплошь и рядом кажется, что он знает, но на самом деле он не знает, ему кажется, что он прав, но в действительности он не прав. Свои мнения о фактах он считает за факты. Отсюда целый ряд ложных положений и выводов. Споткнувшись на подобном умствовании, человек застревает в болоте эгоцентричности и материализма и, выпадая из настоящего цикла эволюции, на много веков отбрасывает себя назад.
   
Другая часть человечества, которая не признала человеческий разум за высшее достижение эволюции, продолжала свои искания дальше и вступила в четвертую, и последнюю, стадию развития своего ума.
   
Стремление к Истине и Знанию приводит в конце концов к завершению развития человеческого ума, когда разум мозга входит в контакт и сотрудничество с мудростью сердца; когда человек волевым приказом может низводить свой ум в сердце и думать и поступать через сердце. Это есть так называемое «умное делание», к которому прибегали все подвижники первых веков христианства и которым пользуются и теперь мудрецы Востока.
   
Таким образом, для первых разум явился орудием рабства, наложившим на них свои страшные цепи, для вторых — орудием освобождения, ибо, не порвав связи со своим высшим сознанием, они в самих себе нашли истинного руководителя, который не ошибается, подобно разуму, и который помог им благополучно миновать эту опасную точку эволюции и довести развитие ума до того предела, который допускают Законы Эволюции.
   
Этим высшим пределом, до которого в своем развитии может дойти физический мозг человека, является чувство синтеза — умение обобщать явления и факты и классифицировать их в стройную систему и гармонию. Чувство синтеза есть истинное мерило совершенства и развития человеческого ума. Лишь обладая чувством синтеза, человек способен широко, свободно и глубоко мыслить.
   
Обладая чувством синтеза, человек утверждает свой особый мир, но этот мир не есть мир эгоцентричности и самости интеллекта на низшей ступени развития, но является частным аспектом единого истинного Мира, к которому он чувствует себя принадлежащим, как часть к целому.
   
Обладая чувством синтеза, человек не сеет рознь и не вносит в жизнь разъединение, но старается всюду внести примирение и объединение.
   
Обладая чувством синтеза, человек не стеснен в своем мышлении рамками, догмами и теориями, ибо на всякий случай может дать правильное объяснение. Его ум может парить высоко и может выходить из пределов Физического Мира, ибо чувствует веяние высшего сознания, находящегося в его сердце.
   
Именно веянием высшего сознания закончилось развитие человеческого мозга. Как бы широко человек не мыслил, его физический мозг не может выйти из пределов Физического Мира. Физическим органом можно понять лишь феномен Физического Мира.


Назад   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004