Введение в Агни-Йогу - Степан Стульгинский

ОТ ЛЕГЕНДЫ К РЕАЛЬНОСТИ      ОТ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ      ОТ ЭПОХИ СТАРОЙ К ЭПОХЕ НОВОЙ      ОТ РЕЛИГИЙ К УЧЕНИЮ МАХАТМ      ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ      ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ      ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ      ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА      ЭВОЛЮЦИЯ ОГНЕННОГО ЧЕЛОВЕКА      КУЛЬТУРА НОВОЙ ЭПОХИ      СОТРУДНИЧЕСТВО В НОВОЙ ЭПОХЕ

 

ОТ ЭПОХИ СТАРОЙ К ЭПОХЕ НОВОЙ.
СЛОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДНОГО ВРЕМЕНИ

 

Сейчас время более сложное, нежели думаете. Сейчас не течение, но водоворот.

Агни-Йога. «Зов»

    Почему Учение Махатм — Агни-Йога — было дано именно в двадцатом веке? Чтобы понять это, необходимо выяснить характер переживаемого нами времени. Его никак нельзя считать обычным — это время особенное, чрезвычайное.
  
Каждый вдумчивый человек, более или менее знающий историю, скажет, что на всем протяжении известной нам истории человечества такого особенного времени не было. Планета проходит период небывалых напряжений. Перед нами великое смутное время. Правда, в древности тоже бывали периоды смуты, но невозможно их сравнивать с той мировой смутой, которая происходит теперь. Тогда участвовали десятки тысяч, но теперь — сотни миллионов. Времена беспокойства и смятения охватили буквально всю планету.

 

РАЗЪЕДИНЕНИЕ И ВОЙНЫ

    Наше время характеризуется, прежде всего, невиданным прогрессом науки и техники, их растущим воздействием на все стороны общественной жизни. Но последние два столетия развитие техники шло за счет духовности. Достижения техники отводили внимание от основного значения жизни. Так нахождения науки и техники опередили развитие сознания и духовной Культуры.
  
С помощью «блестящих» достижений науки и техники цивилизованные люди усовершенствовали способы массового братоубийства. Многие научные достижения, все технические изобретения используются теперь, первым делом, для военных целей, для более быстрого и совершенного взаимоистребления. Люди обзавелись такими средствами уничтожения друг друга, которые в одно мгновение могут уничтожить миллионы людей.
  
Вместе со многими изобретениями и открытиями, вместе с великой техникой современный человек развил величайший эгоизм и небывалую вражду. Религиозный антагонизм, национальный шовинизм, расовая ненависть, политическая нетерпимость — ненависть между людьми приняла необычные размеры. Злоба, недоверие и вражда диктуют международные распри.
  
Человечество вступило в период постоянных войн. Очень разновидны такие войны, различны облики их. Где сокрытые и где явные, но едины смысл и принцип их — вражда везде и во всем. Война религий, война торговая, знания, идей, оружием — уже не имеют значения границы земные! Война — уявление дикости человечества.
  
Правительства усиленно вооружаются, тратя миллиарды. Расходуются огромные, поистине неисчислимые средства на смертоубийственные цели. Возможность войны висит во всех частях Мира. Мир обезумел, и это массовое безумие грозит человечеству неисчислимыми бедствиями, вплоть до полного самоуничтожения. Немирные времена привели к духовному краху, к духовному одичанию.

 

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС

    Хотя в направлении физического знания достигнуто многое, но в то же время уровень сознания человеческого катастрофически понизился. Среди нагромождений формул утерялась этика. Именно теперь, когда полки ломятся под множеством книг, корысть и мираж особенно одолевают человечество. Люди утеряли способность мыслить об Основах Жизни. Они привыкли окружать себя грубыми понятиями, которые вытеснили все Высшие представления. Сознание человечества насыщено пылью обычности. Так, одичание и огрубение достигли невероятных пределов.
  
Не следует думать, что слова о дикости будут преувеличением. Никакие поверхностные признаки цивилизации не скроют одичание духа. Можно носить дорогие одежды и оставаться дикарем. Нахождения науки и техники опередили развитие сознания — получился особый вид дикарства, овладевшего научными инструментами. А цивилизованный дикарь — самое опасное явление.
  
Так, современное человечество стало придавать преувеличенно большое значение материальным благам, признавая их за единственную ценность. Человек стремится к приобретению всякого рода земных благ, чтобы свою жизнь обставить всем доступным ему комфортом, чтобы прожить ее возможно полнее (с его точки зрения), со всеми удобствами. И вот лучшая и сознательная часть жизни тратится на приобретение богатств ценой всевозможных усилий и часто даже преступлений. Так, погоня за богатством, борьба за положение и за власть, которые приносят материальное благополучие, в наше время достигли апогея.
  
Стремлению к приобретению материальных благ сопутствует жажда удовольствий и наслаждений. Забыв о настоящей цели жизни, современный человек решил, что жизнь дана для наслаждения. Сосредоточенность мышления и действия он начал заменять развлечениями, хаосом распыленности. Так создалось чрезвычайно легкомысленное отношение к жизни. Современная жизнь, в огромном большинстве случаев, сводится к исканию удовольствий, свойство которых постепенно понижается: они становятся все более пошлыми и грубыми.
  
Молодое поколение слишком легко поддается в сторону грубости. Ни для знания, ни для искусств и литературы, ни для прочих видов культуры нет ни желания, ни времени. Властителями умов и сердец подрастающего поколения являются не герои, не ученые и изобретатели, не художники, но разного рода «супермены» и чемпионы.
  
В наше время увлечение рекордами — бессмысленными, глупыми, никому не нужными — дошло до абсурда. Ни один спектакль, ни один концерт, ни одна лекция не привлекают столько посетителей, как футбол или бокс. Это любимые зрелища современного человека. К состязаниям этого рода относятся, как к большим событиям. О них пишут, их показывают по телевидению, о результатах обитатели планеты извещаются по радио.
  
Такое увлечение грубыми видами спорта есть крайняя степень огрубения нравов, есть предел прогресса и духовного одичания.
  
Стремление избежать сознательного мышления приводит к еще одному страшному несчастью современного Мира: люди стремятся к тем или иным наркотикам, лишь бы оторваться от мышления об  Основах. И все это, то есть употребление наркотиков, стремление к грубым удовольствиям и пошлым наслаждениям, разнузданный разврат и прочие «прелести» современности, приводит к пресыщению, разочарованию и, наконец, к самовольному уходу из жизни.
  
Так люди увлеклись материальными, телесными, преходящими понятиями, при которых, как пыльным облаком, застилается Свет и отодвигаются во мглу ценности Культуры. Человечество приостановилось в своем духовном развитии и переживает небывалый кризис. Обеднело человечество и оскудело духовно. Этот всемирный кризис чувствует каждый — это кризис духовный.

 

НАРУШЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ НАЧАЛ

    Любовь между мужчиной и женщиной есть величайшая творческая сила, которая рождает не только людей, но и идеи. Главный смысл любви заключается в пробуждении высших эмоций и творческих способностей. Она есть могущественный фактор развития и совершенствования жизни.
  
Но наш век свел любовь на уровень физиологической функции, необходимой для продолжения рода человеческого. Из женщины, равноценной и равнозначащей половины человечества, сделали машину для производства потомства или же орудие для наслаждения. Любовь опошлена и проявляется в грубых формах только чувственного удовлетворения. Половая разнузданность ведет к падению нравов, а с этого начинается и падение государства, и гибель цивилизации!
  
Неисчислимые века во всех странах и во всех слоях общества женщина находилась почти в полном подчинении и под опекою мужчины. Он отнял у нее право распоряжаться судьбою рожденных ею детей. Ей предоставлено право в муках рожать детей и воспитывать их, а когда они вырастают и могут служить опорой для своих стареющих матерей, дети у них отнимаются и посылаются для осуществления разных сомнительных завоевательных целей. Матерям остается одиночество и право оплакивать загубленные или искалеченные жизни своих детей.
  
Слезы матерей, лишившихся своих сыновей, и жен, лишившихся своих мужей, переполняют чашу страданий, причиняемых женщине единоличным решением мужчиной тех вопросов, решающий голос в которых должен принадлежать женщине.
  
Но можно видеть, что как раз в этих областях человеческой жизни, из которых женщина устранена совершенно, происходит наибольший развал и наибольшее число ошибок.
  
Возьмем такое мужское качество, как предприимчивость и связанная с ней воинственность. Это качество само по себе неплохое, но если оно лишено благотворного сдерживающего женского влияния, если оно не облагорожено и не смягчено женщиной, то оно не только выливается в такое уродливое явление, как нападение на беззащитного, как захват того, что плохо лежит, как порабощение слабого, но является постоянной угрозой Миру и источником тяжких катастроф и бедствий для всего человечества.

 

НАРУШЕНИЕ ОСНОВ БЫТИЯ

    Люди пренебрегли Законами Жизни, извратили Высшие принципы Бытия. Они перестали считаться с Космическими Законами. Человечество пошло по своему собственному направлению, не считаясь с ходом Эволюции. На каждом шагу люди нарушают Законы физической Природы: отравляют атмосферу, воду и почву, истребляют растительный и животный Мир планеты, нарушая этим биологическое равновесие и вызывая климатическое расстройство.
  
Повсюду, куда со своим «разумом» проник «венец творения» — человек, там происходит нарушение и попрание всех Законов Природы, истощение производительных сил земли и истребление жизни. Человек берет из Природы много больше, чем ему на самом деле нужно. Современный человек действует как хищник и истребитель жизни.
  
Люди беспощадно истребляют запасы земные и расходуют недра, не желая знать, что должно быть соблюдаемо равновесие. Они жестоко сдирают девственный покров планеты, растительную поросль, уничтожают леса, эти приемники Праны (жизненной энергии). В каждой части света люди создали песочные океаны. Пустыни — позор человечества: каждая пустыня была некогда цветущим лесом или садом. Омертвление коры земной — это не бесхозяйственность, а самоубийство!
  
Люди уменьшили количество диких животных, не желая знать, что животная энергия питает жизненность Земли. Истреблением животного мира было жестоко нарушено биологическое равновесие нашей планеты. Жестоко и бессердечно истребляют люди и себе подобных. Постоянные войны стали уже узаконенным способом массового убийства.
  
Человечество есть носитель духа, то есть Космического Огня — значит, необходимо мудрое распределение этой высшей стихии. А люди ушли из Природы, покинули огромные пространства и столпились в громадных городах, заполненных гноем. Неравномерное размещение населения планеты в значительной степени нарушает ее здоровье.
  
Масса ядовитых испарений удушает города. Не только в городах, но и среди природы уже нарушается Прана. Пространство отравляется бензином, насыщается электричеством, наполняется волнами радио и телевизии, пронизывается всевозможными лучами. Это насильственное переполнение атмосферы приносит ненормальное следствие. Невидимые и неслышимые волны могут влиять сильнее оглушительных взрывов.
  
Перенасыщение пространства, грубое обращение с невидимыми энергиями могут вызвать бесчисленные бедствия — в том числе и новые виды заболеваний. К человечеству приходят новые опасные болезни, новые формы эпидемий. Необыкновенно осложнились всякие психозы. Новые виды душевных и мозговых заболеваний — это новые враги, созданные современной жизнью.

 

ОТРАВЛЕНИЕ И БОЛЕЗНЬ ПЛАНЕТЫ

    Планета — живой организм, который может иметь периоды здоровья, болезни. В неблагоприятных обстоятельствах планетное тело может заболеть, подобно всякому другому организму. Теперь Земля опасно больна. Чем же больна наша планета и каковы симптомы ее болезни?
  
Коллективная мысль человечества — связующий высший принцип Земли. Значит, психическое состояние человечества имеет большое влияние на состояние здоровья планеты. И если человеческая мысль отравлена, планета больна, — эту болезнь можно назвать горячкой отравления.
  
От яда злобы и ненависти людей, от неистовых проклятий и убийств происходят ядовитые пространственные наслоения. Они отлагаются в атмосфере, образуя пелену губительных газов. Ядовитые излучения злобной энергии накопляются и сгущаются. Все более уплотняясь, слои эти, в конце концов, стали плотной корой, не пропускающей высоких Космических лучей — Огненных токов —  благодетельных лучей Светил. Так Земля утеряла связь с другими Мирами. Удушливые газы от низших человеческих эманаций отрезали планету от Миров, могущих нести помощь.
  
Наша планета, будучи частицей великой Жизни Космоса, связана со Вселенной множеством связей. При Единстве Сущего, при Единстве Космической Жизни планета не может жить без обмена энергиями и токами с другими космическими организмами —планетами. Зная, насколько планета нуждается в питании высшими энергиями, можно себе представить следствия такой губительной изоляции! Это является болезнью планеты в полном смысле этого слова!
  
Так людскими безумиями больна Природа нашей Земли.
  
Нарушено и физическое, и биологическое, и психическое равновесие. Вызвано расстройство климатических условий планеты. Растут смены небывалого холода и жары, замечаются особенные свойства жары, гроз, бурь. Можно видеть, как от одного урагана погибают тысячи людей, как зловещие бури и наводнения достигают высших размеров. Уже можно видеть, как учащаются судороги планеты, как она содрогается в толчках жара и холода. Уже несколько десятков лет происходят ежедневные землетрясения. Десятилетия Земля находится в непрерывном трепетании.
  
В истории Земли не было таких признаков грозного времени.
  
Не дух ли человечества ответственен за эти опасные явления?
  
Чем же объяснить такое всеобщее смятение нашей современности?
  
Оно не случайно, а закономерно, и вот почему.
  
Эволюция человечества происходит не по прямой, а волнообразно, о чем был разговор во второй главе («Теория круговорота Культур»). Сейчас как раз время перехода, когда кончается одна волна эволюции и начинается другая. Уходит западноевропейская цивилизация, и приходит новая, русско-сибирская Культура. Кроме этого аспекта Новой Эпохи, есть еще и другие (о них будет разговор во второй части). И, как всегда, на смене Эпох дается Новое Учение, так происходит и теперь.
  
Вот ответ на вопрос в начале главы.

 

 

ОТ РЕЛИГИЙ К УЧЕНИЮ МАХАТМ.
ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕНИЙ

 

ЕДИНЫЙ ИСТОЧНИК ИСТИНЫ

    Шамбала приносит Свет — в виде Учений — на всем протяжении медленного процесса эволюции человеческого сознания. Но развитие этого сознания происходит волнообразно: обычно через определенное время человечество утрачивает первичную чистоту Света, полученного им от Махатм; с течением времени этот Свет затуманивается — полученная мудрость искажается и перестает быть путеводной Звездой на Пути человеческой эволюции. Люди тогда теряют Путь и заходят в тупик. Необходимо указать им снова правильное направление.
  
Поэтому Космические Законы предусматривают периодическое появление среди людей Высших Учителей человечества. Исполняя возложенное на Них Шамбалой поручение, Они воплощаются как Посвященные, как Великие Мудрецы, философы, основатели Учений.
  
Они появляются на всех поворотных пунктах истории нашей планеты, на пороге всех Культур, чтобы дать вовремя новый сдвиг сознанию человечества. От каждого начиналась новая волна прилива духовности. Каждый из этих Великих Посланников дал одну из мировых религий или философий. Во все Эпохи давалась Миру та часть Истины, которую человечество могло воспринять. Благодаря единству Источника, из которого изошли все религии, главные Основы их всех — одни и те же.
  
Высочайшие Духи, принявшие на Себя всю заботу об Эволюции, непрестанно воплощались на Земле в тех или иных Обликах. Назовем некоторые последние воплощения, известные истории. В Китае это были Лао-Цзы и Конфуций — Учителя Дальнего Востока. В Индии, кроме великого Будды, были легендарные Рама и Кришна. В Древней Персии был Зороастр — основатель культа Огня. В Древнем Египте мысль Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого) сверкала в удивительных строках «Изумрудной Скрижали». При Синае Моисей внимал божественному голосу. В Древней Греции — Орфей, основатель греческой религии, Пифагор — организатор школы эзотерической философии, Сократ и его ученик Платон, называемый Великим Мыслителем. На Ближнем Востоке это — Христос, принесший великую жертву. Наконец, Учитель Магомет — основатель религии Ислама.
  
Древнейшими Учителями предсказано пришествие в наше время Великого Учителя, который придет восстановить Правду и порядок на Земле. Предсказано, что когда человечество, утеряв Основу Учения, погрузится в непонимание, тогда придет Владыка Шамбалы — Майтрейя.
  
В народах Азии эти предсказания живы все время. Статуи в честь Владыки Майтрейи воздвигались по Индии и Тибету уже в самом начале нашей эры. Также и теперь в горах, на трудных путях, на опасных горных перевалах стоят изображения Владыки Майтрейи Светлого Будущего. Кто озаботился поставить их? Кто потрудился? Но стоят они, часто гигантские, точно нечеловечески созданные. Имя Майтрейя означает Владыка Любви и Сострадания. Майтрейя отвечает Калки Аватару в индуизме, Мунтазару в исламе и Мессиям всех народов. Майтрейя — Владыка Новой Эпохи.

 

ИСКАЖЕНИЕ УЧЕНИЙ

Предрассудок! Он обломок древней правды.

Е.А. Баратынский

    В основе всех мировых религий лежат Учения Махатм. Из Шамбалы изошли Основы этих религий, но об этих Основах никак нельзя судить по современным церковным культам с их догматами и канонами. Все эти Учения, преподанные великими Основателями религий, были священнослужителями более или менее искажены.
  
Законы Перевоплощения и Кармы, известные Миру еще до христианства, существовали и признавались первыми христианами в течение пяти веков до объявления христианства государственной религией.
  
А с тех пор началась переработка христианского Учения. Законы Перевоплощения и Кармы очень не нравились служителям культа, так как ограничивали власть церкви над верующими массами. И вот, в VI в. эти Законы были «отменены» и объявлены еретическими. Как будто возможно «отменить» Космические Основы Бытия!
  
Вместо них был провозглашен догмат, что человек рождается и живет только раз, а после смерти душа его попадает навечно в рай, если он жил свято, или же в ад, если он умер без отпущения грехов. Всем покорным, терпеливым и безропотным обещается вечное блаженство на небесах.
  
Жрецы, священники и люди каждой веры решили, что только их вера является «единственной истинной» верой, что только они «верные», а все инаковерующие — «неверные». Так был развит невероятный фанатизм, нетерпимость, жестокое преследование всех иначе верующих, поголовное истребление «язычников», крестовые походы против них, была изобретена инквизиция с ее ужасными пытками и кострами.
  
Инквизиция была установлена для уничтожения всех инакомыслящих, для уничтожения всех личных врагов представителей церкви, всех стремившихся внести Свет в страшную тьму средневековья. На кострах инквизиции были сожжены и жемчужины человеческого гения — горы трудов, полных Света и Блага, невозвратимая утрата которых оплакивалась лучшими умами всех эпох как величайшее бедствие. А Варфоломеевская ночь стала синонимом каждого массового убийства.
  
Искаженные религии не имеют ничего общего с Основами Учений. Махатмы решительно высказываются против искаженных религий: «Поистине, религиозный предрассудок — самая горшая вульгарность. Часто даже религиозные экстазы ведут за собой больше вреда, нежели пользы. Именно не нужна общепринятая религиозность». «Невозможно насильно насадить религию, опять она станет кощунственным уродством». «Не показная религиозность нужна, но осознание духовного начала. Не наряды, не обряды, но служение человечеству».

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАБЫТЫХ ИСТИН

Новое — это хорошо забытое старое.

Древний афоризм

    Великие Истины прошлого не ушли безвозвратно от человечества — они были сохранены на Востоке и сейчас возвращаемы для Новой Эпохи. Запад узнал о жемчужинах восточной религиозной философии, таких как священные книги индуизма — Веды, Упанишады, особенно Бхагавад Гита. Да и две великие религии Востока — индуизм и буддизм — являются наименее искаженными религиями Мира. Основа этих религий — учения о перевоплощении (Сансаре), воздаянии (Карме) и долге (Дхарме).
  
Перед началом Новой Эпохи были даны человечеству откро­вения через посланных для этой цели учеников Махатм — Рама­­кришну и Вивекананду, Елену Петровну Блаватскую и Елену Ивановну Рерих. О них самих и об их трудах будет рассказано в следующей главе.
  
В журнале «Техника молодежи» (1980 г., № 10) были опубликованы статьи Е. Андреевой «Эзотерические знания… были ли они?» и В. Губцова «Вниз по лестнице, ведущей вверх». В них говорится
о существовании со времен глубокой древности скрытых (эзотерических) знаний различных народов. В книге А. Горбовского «Загадки древнейшей истории» (1971 г.) собран интересный материал об этих эзотерических «знаниях ниоткуда». Эти знания находятся зашифрованными во всех мировых религиях и философиях.
  
Следует, однако, заметить, что церковь не признает эзотерических знаний, считает их «еретическими» и замалчивает их.

 

 

ОТ РАМАКРИШНЫ ДО РЕРИХОВ.
ПЕРЕДАТЧИКИ УЧЕНИЯ МАХАТМ

 

ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ВЕДАНТА

    Светлый облик Шри Рамакришны (1836-1886 гг.) — великого индийского мудреца, и ясный ум его ученика и непосредственного продолжателя Свами Вивекананды (1863-1902 гг.) — индий­ского философа и ученого, зазвучали в прошлом веке мощным призывом к духовному синтезу.
  
Пройдя путями важнейших мировых религий — индуизма, христианства и ислама, — Рамакришна принес весть о Единстве всех религий. Он нашел, что в основе всех религий лежит единая Истина.
  
Вивекананда встречается с Рамакришной в 1882 году и с тех пор всю жизнь занимается развитием его идей. Он прозревает духовную нищету Запада, заглушившего грубой материальностью призыв Духа в своей душе. Он утверждается в мысли, что Веданта, вынесенная из Индии в Мир, может облегчить людям путь освобождения.
  
В сознании Вивекананды начинает оформляться идея: навести мост, соединяющий Восток и Запад, оплодотворить молодое тело Запада древним универсальным Духом Востока. Вивекананда выходит послом Индии в Мир, прокламируя: «Индия нужна Миру, Индия с ее знанием Бога, с ее методом освобождения, с ее накопленным духовным наследием».В 1893 году Вивекананда отправляется в Соединенные Штаты Америки на Конгресс религий. Он приветствует самую молодую страну от имени монашеского ордена древнейшей страны. Провозглашает Истину, воспринятую у ног своего Учителя Рамакришны, который опытным путем постиг, что все религии ведут в один Океан Милосердия, что все формы и оттенки — различные аспекты Единой Великой Истины. Знакомит западный Мир с древним учением Веданты. Проезжает почти по всей Америке.
  
Вскоре Вивекананда замечает эгоистические, жестокие черты американской жизни и подвергает их уничтожающей критике. Он резко протестует против лжехристианства и лицемерия многих христианских лидеров. Этой критикой Вивекананда вызывает озлобление «христианских вождей», которые обрушили на него целый поток грязной клеветы. Так, Америка не смогла осуществить мечту Вивекананды о соединении Запада и Востока. Все побуждения американцев были направлены на удовлетворение материальных нужд. В философии господствующим стали позитивизм и прагматизм.
  
В 1895 году Вивекананда пишет курс лекций «Раджа-Йога» — книгу, столь восхитившую Льва Толстого. В том же году он принимает приглашение из Лондона, там пишет «Бхакти-Йогу», а вернувшись в Америку — «Карма-Йогу». Затем создает курс «Философии Веданты», вследствие чего в Нью-Йорке организуется «Общество Веданты». В Лондоне появляется «Джнана-Йога».
  
В 1897 году Вивекананда возвращается на родину, выполнив огромную миссию: он положил начало действительному ознакомлению и сближению Запада с Востоком. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного восточного миросозерцания.
  
Вернувшись на родину, Вивекананда создает организацию «Миссия Рамакришны», задача которой — распространение идей Единства в Мире.
  
Но религия для Вивекананды не заключалась в обрядах и обычаях: он смело очищал живую веру от предрассудков, сокрушал обычаи ранних браков, сожжения вдов и тому подобное —религия была для него живым огнем самопожертвования и любви.
  
Рамакришна и Вивекананда были первыми, кто пробудил индийское самосознание, были первыми индийскими лидерами в полном смысле этого слова. Рамакришна был духовной силой Индии, Вивекананда — его голосом. Продолжателями их дела были: Рабиндранат Тагор (1861-1941 гг.), Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.) и Ауробиндо Гхош (1872-1950 гг.). В 1911-1916 годах в России были изданы книги о философии Веданты, о Рамакришне и Вивекананде, также и труды Вивекананды; книги Р. Роллана «Жизнь Рамакришны» и «Жизнь Вивекананды» вышли на русском языке в 1936 году (собр. соч., т. 19); книга
    Дж. Неру «Шри Рамакришна и Свами Вивекананда» на английском языке вышла в Калькутте в 1960 году.

 

ПОДВИГ ЕЛЕНЫ ПЕТРОВНЫ БЛАВАТСКОЙ

    Подвиг русского монаха Сергия, после восьми с половиной веков, был повторен другим русским человеком — Е.П. Блаватской (1831-1891 гг.). Уже в детстве перед нею появлялся величественный образ Махатмы — высокого индийца в белой чалме, — всегда один и тот же. В 1851 году Блаватская едет в Англию, и там, в Лондоне, происходит ее первая встреча с Махатмой, появлявшимся ей в детстве.
  
Затем, в течение последующих семи лет она три раза пытается проникнуть в Тибет, но безуспешно: в те времена чужестранцам было запрещено въезжать внутрь страны. И только в 1864 году ей удалось достичь своей цели — она проникла в недоступные недра Центральной Азии. После героических поисков она, наконец, разыскала там таинственных мудрецов — Махатм, и стала Их духовной ученицей. Она пробыла там три года в одной из Их обителей (ашрамов) в Тибете. Там она получила сокровенные Знания о тайнах Мироздания.
  
Блаватская была посланницей Махатм, исполняла Их поручения. Под псевдонимом Радда-Бай ею были написаны интересные очерки о своем путешествии по Индии и Тибету и о беседах с Махатмами. Эти записки, названные «Из пещер и дебрей Индостана» (вторая серия очерков — «Забытые племена. Три месяца на «голубых горах» Мадраса»), печатались в периодике в начале 80-х годах XIX века в России. Затем они были изданы отдельной книгой. До последнего времени ее литературное имя соединялось в России только с этими очерками. Все прочее было написано и издано на английском языке.
  
Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать общество для ознакомления продвинутых сознаний с сокровенным Учением всех религий и философий, Махатма К. X. согласился руководить таким обществом, основанным в Нью-Йорке в 1875 году Блаватской и американским полковником Генри Олькоттом. Появление Теософского общества имело целью подготовить западный Мир к наступлению Новой Эпохи путем распространения Высшего Знания о тайнах и задачах Мироздания. Учение, принесенное Блаватской, сделало свое великое дело — пробудило по всему Миру многочисленные сознания.
  
«Теософия», в переводе с греческого, — Божественная Мудрость. Теософия есть научно-религиозная философия, то есть синтез науки, философии и религии — их согласование. Изучая все религии Мира, Теософия находит, что сокровенная часть религий имеет одни и те же Основы. Так, Теософия заключает в себе Истины, лежащие в основе всех религий. Девиз Теософского общества: «нет религии выше Истины». Существует большая теософская литература.
  
Труды Блаватской печатались в ее время в Америке и Англии. Помимо многих книг на темы восточной философии и древней мудрости, как: «Разоблаченная Изида», «Ключ к Теософии», «Голос Безмолвия», «Жемчужины Востока» и прочее, а также огромного количества статей, она написала капитальный труд в трех томах — «Тайная Доктрина», то есть «Сокровенное Знание» (1888 г.), — свод многовековой сокровенной мудрости, синтез достижений эволюции жизни прежних Культур, проблемы будущего развития жизни и человечества; два тома были переведены Е.И. Рерих и изданы в Риге в 1937 году. Своих трудов Блаватская никогда не приписывала себе, а считала их лишь несовершенной передачей откровений Махатм.
  
Но появление нового отдела Шамбалы — а таким стало Теософское общество — вызвало войну против него темных сил, ибо они не желают наступления Светлой Эпохи, грозящей уничтожением их силы и влияния. Против Основательницы Общества ополчилось духовенство ортодоксальных религий (особенно иезуиты), а также английские расисты, которым не нравилось большое влияние Блаватской на индийцев. Против нее была организована систематическая кампания: постоянные выпады, инсинуации, клевета.
  
Так посланницу Шамбалы, исполнявшую поручения Махатм, несшую миссию провозвестника Новой Эпохи, нападки врагов Света свели с Земного Плана.
  
К большому сожалению, Блаватская была не понята, не признана и оклеветана и на своей Родине. Все началось с враждебного и лживого памфлета клеветника Всевол. Соловьева «Современная жрица Изиды», вышедшего в 1894 году в России. Пущенная им клевета в свое время обошла беспрепятственно всю Россию, и последствия ее тянутся еще и в наше время. По сей день автоматически повторяются, без какой-либо аргументации, такие эпитеты, как: «обманщица», «шарлатанка», «авантюристка».
  
В Америке на обвинение Блаватской в «фиктивности» ее общения с «несуществующими» Учителями Мудрости Востока — Махатмами — в газете «Бостон Курьер» от 18 июля 1885 года появился протест, подписанный 70 учеными Индии, в котором они утверждают, что «Махатмы — не измышление Блаватской, а Высшие Существа, в существовании которых никто из просвещенных индийцев не сомневается, которых знали наши деды и прадеды, с которыми и сейчас многие индийцы находятся в постоянных сношениях». Таково было свидетельство пандитов — ученых Востока. Елена Ивановна Рерих о Блаватской в свое время написала: «Наша великая соотечественница почти сейчас же после смерти воплотилась в мужском теле в Венгрии. В 1924 году она прибыла в главную Твердыню Белого Братства и сейчас под именем Брата X. работает на спасение Мира. Осмеянная, оклеветанная, опозоренная и гонимая, она заняла свое место среди Спасителей человечества. Так творит Космическая Справедливость. В будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, — наша национальная гордость».
  
Да, она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тисках церковных догм и устремившемуся в не менее мертвый тупик атеизма. Она принесла Великое Знание и Светлую весть о Махатмах и Шамбале.
  
Для ищущих были необходимы книги Е.П. Блаватской — через них они прикоснулись к Древней Мудрости. Были принесены некоторые древние тексты, как: «Стансы Дзиан», «Голос Безмолвия», «Свет на Пути» и так далее.
  
Человечеству были возвращены забытые Истины о Законе вечной жизни человека — о Законе его перевоплощений, а также о Законе Космической Справедливости — о Законе Кармы.
  
Учение Махатм, названное Теософией и данное через Блават­скую во второй половине XIX века, было продолжено и развито в первой половине XX столетия через Елену Ивановну Рерих. После подробного изложения была дана заключительная кульминация. Это Учение было названо Агни-Йогой, что значит Огненный Путь.
  
Агни-Йога, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект Единой Вечной Истины, идет не на смену, но на Огненное очищение и утверждение всех бывших Великих Учений. Агни-Йога не отвергает ни одного Учения, до него бывшего, но лишь углубляет и очищает от вековых нагромождений. И возвращает все те ценности, которые люди утеряли, исказив прежние Заветы.
  
Агни-Йога, воспринимая атеизм, как неизбежное следствие церковных искажений религии, не отбрасывает Основ религий, очищенных от злотолкований невежественных священнослужителей.
  
Учение Агни-Йоги основано на почитании Великой Иерархии Света, на признании высокого авторитета Учителей — Махатм Шамбалы.

 

ПОДВИГ РЕРИХОВ В ДВАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

    Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е.П. Блаватская принесла Миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Все это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Рериха.
  
Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 году, окончил Академию художеств в 1897 году, с 1909 года — академик. С 1906 года — директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой Культуры, поэт и писатель, философ и ученый, путешественник.
  
О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали монографии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959 г.; Князева, 1963 г. и 1968 г.; Юферова и Лукашов, 1970 г.; Беликов и Князева, 1972 г.; Полякова, 1973 г.; Алехин, 1973 г.; Сидоров («На вершинах»), 1977 г. и 1983 г. Кроме того, сборник статей «Жизнь и творчество Рериха», 1978 г.; Рериховские чтения, 1980 г. и 1985 г. и так далее.
  
Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает ее, в ней он ищет удовлетворительные ответы на основные вопросы Бытия. Он проявляет большой интерес к движению «Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициативе Свами Вивекананды (1863-1902 гг.), индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича — Елена Ивановна. Она также увлекается трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и древнеиндийской философией.
  
Рерихов привлекает, в первую очередь, жизнеспособное начало Востока, те великие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомнения, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными учениями.
  
Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале — Стране, где живут Мудрецы Мира — Махатмы. Рерих думает: «Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность». И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат Зов оттуда… «Из глубин Азии доносится звенящая струна священного Зова: «Калагия!» Это значит: «Приди в Шамбалу!», — записывает Рерих. И еще в дневнике: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество. Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый».
  
Рерихи приняли Зов. Они возымели заветную мечту — добраться до далекой загадочной Страны, где живут Мудрецы человечества. Предприняли шаги по организации научно-художественной экспедиции в страныВостока, в Центральную Азию — в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 году война.
  
В 1916 году Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 году он посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.
  
С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 году устраиваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, в последней происходит встреча с Тагором. С 1920 году — выставки и художественно-просветительная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объединенных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.
  
Все время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к организации своей экспедиции. В 1923 году они уезжают в Индию. В 1925 году они отправляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын — Юрий.
  
Началась знаменитая Рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка», — писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине драгоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.
  
Экспедиция следует в Ладак, Тибет, Западный Китай*. Где-то на пути — место не уточняется, что вполне понятно, — Рерихи посетили заповедную Страну Махатм — легендарную Шамбалу. И здесь «все догадки получили основу, все сказки стали былью». В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает.
  
Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы — Новая Эра могучих энергий и возможностей. «Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно».
  
Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях — в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследовательский институт «Урусвати» для научной обработки собранных материалов и для изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, неизвестным западной науке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим Подвигом.
  
После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться — виза на въезд не была выдана. Николай Константинович Рерих уходит с Земного Плана в 1947 году, так и не дождавшись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене художника — Елене Ивановне — она ждала его вплоть до окончания своих земных дней в 1955 году.
  
И только Хрущев, при его посещении Индии, разрешил, наконец, вернуться сыновьям Рериха, чем и воспользовался старший из них, Юрий Николаевич — выдающийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 году он возвратился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою научную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.
  
Проработав в Москве около трех лет, он ушел в 1960 году с Физического Плана.
  
Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Союз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич окончил свой земной Путь в Индии в 1993 г.
  
Учение Шамбалы «Агни-Йога», или «Живая Этика», было Дано Махатмами через супругу Николая Константиновича — Елену Ивановну Рерих, русскую женщину великого философского ума и чуткого материнского сердца. Ее Великий Подвиг состоял в том, что она приняла, применила на себе и записала это Учение, а также передала его фрагменты Миру в виде серии книг «Агни-Йога». Она вела широкую переписку с корреспондентами из многих стран Мира. Часть ее писем была издана в Риге в 1940 году в двух больших томах («Письма Елены Рерих», 1929-1938 гг.), в которых даны объяснения и дополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов.
  
Агни-Йога была воспринята путем телепатической связи — путем яснослышания и ясновидения, когда ученик ясно слышит голос Учителя и ясно видит облик Его. Между Учителем и учеником устанавливается нечто вроде радиосвязи — вернее, нечто вроде телеслышания и телевидения. Эта связь достигает большой отчетливости.
  
«Она хранила озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. С детства своим сознанием она направлялась к подвигу сужденному. Укрепляясь внутренне, она получила видение, напутствующее на Подвиг. От первых пространственных искр через все Огни до Самадхи она оставила записи, которые лягут порогом Нового Мира. Быть Матерью Агни-Йоги было совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая была необходима при провозвестии Огненной мощи» (Агни-Йога).
  
Валентин Сидоров в журнале «Москва» (1982 г., № 8) писал:
  
«О ее жизни, поражающей воображение постоянным горением духа и сверхчеловеческим напряжением физических и внутренних сил, можно написать целую книгу. Я думаю, что со временем такая книга (и не одна!) будет написана. Главный жизненный и духовно-творческий подвиг Елены Ивановны заключается в том, что, общаясь с Махатмами, она сделала достоянием нашего времени Их Огненную Йогу (Агни-Йогу).
  
Ее трудолюбие было фантастическим. Ее письма составили два тома. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.
  
Но неопубликованного у Елены Ивановны гораздо больше, чем опубликованного. Святослав Николаевич мне говорил, что в его архивах хранится сто семьдесят работ Елены Ивановны. Сто семьдесят! Представляете, сколько ее трудов ждут своего урочного часа и сколько открытий — порой, быть может, самых неожиданных — они сулят людям».
  
В апреле 1958 года в Москве открылась выставка картин Н.К. Рериха, которые привез из Индии его сын Юрий. Только с этого года начинают писать о Рерихе и в нашей печати. Характер первых публикаций — строго по схеме: хвалить за картины, хулить за философию, порицать за «идеализм» и «мистицизм». Заявляется, что его идеология наивна, что его философские концепции для нас неприемлемы, не объясняя, почему именно. Но затем образ Рериха-философа постепенно и осторожно расширялся…

Назад   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004