Мужчина и Женщина

А.И. Клизовский

Домой

Н.К. Рерих.   Корона Мира, 1921 г..
Н.К. Рерих.   Корона Мира, 1921 г.

Ваш превосходный труд принес большую радость.
Это именно то, что сейчас так неотложно нужно,
ибо следует всеми способами будить сознание,
погрязшее в затхлых предрассудках и подавленное
ужасами грозного Времени.
Ведь заря Новой Эры уже брезжит,
и нужно суметь встретить ее пробужденным духом.

Е.И. Рерих

     Труды Александра Ивановича Клизовского, члена правления Латвийского общества Рерихов 30-х годов, стали, наконец, доступны и современному читателю.
   «Мужчина и женщина. О взаимоотношении начал» — это одна из глав его замечательного труда «Основы миропонимания Новой Эпохи» в трех томах, который был высоко оценен Е.И. Рерих. В работе речь идет о Мужском и Женском Началах, символизирующих Дух и Материю, о взаимоотношениях между Началами и влиянии этих взаимоотношений на эволюцию человечества и развитие Жизни.
    Во второй части книги, в труде А.И. Клизовского «О значении сердца в наступающую Эпоху», говорится о главенствующей роли сердца в жизни людей.
    Книга рассчитана на самый широкий круг читателей — на всех, кто способен осознать себя Человеком.

 1   2   3   4   5   6   7

 

О ВЗАИМООТНОШЕНИИ НАЧАЛ

1    Начала, о которых будет речь в настоящей главе, есть Мужское и Женское Начала, которые в системе мироздания символизируют Дух и Материю. Взаимоотношения между Началами и влияние этих взаимоотношений на эволюцию человечества и развитие жизни составят содержание настоящей главы.
   
Основная ошибка большинства мыслителей современного западного человечества состоит в том, что они считают Дух и Материю элементами разными, друг другу противоположными, между тем как Дух и Материя едины и являются двумя полюсами одного и того же Первичного Элемента. Дух есть утонченная, или разреженная, Материя, и Материя есть уплотненный, или кристаллизованный, Дух. Поэтому в системе Мироздания и Дух, и Материя, отдельно взятые, не создают ничего, и лишь соединение их, давая жизнь, ведет к творчеству.
   
Вся беспрерывность Космического Творчества, проявляющаяся в бесконечном разнообразии всевозможных форм Жизни, в основе своей очень проста и заключается в различных сочетаниях Духа и Материи, обладающих разными вибрациями.
   
Великий Господь Вселенной в воплощении Шри Кришны говорит Арджуне: «Познай, что Дух и Материя одинаково не имеют начала; познай также, что все изменения и все свойства (гуны) возникают от Материи. Материя именуется причиною причин и последствий; Дух именуется причиною восприятия радости и скорби. Пребывая в Материи, Дух пользуется свойствами, рожденными от Материи. Тот, кто видит, что все действия исполняются лишь Материей, Дух же остается бездействующим, тот воистину видит» («Бхагавадгита», Беседа тринадцатая).
   
Поэтому нельзя давать предпочтение одному из этих Начал и не признавать значение другого. В большое заблуждение впадают спиритуалисты, которые признают лишь Дух, считая Материю чем-то второстепенным и низшим, и в еще большее заблуждение впадают материалисты, которые, признавая реальность лишь видимых материальных форм жизни, не признают реальности обитающего в видимой форме невидимого Духа, упуская из виду, что если без материи не было бы формы, то без Духа не было бы жизни.
   
Дух есть Отец всего существующего, и Материя есть Мать всего существующего. Результатом слияния Отца-Духа с Матерью-Материей является Вселенная и все, что в ней существует.
   
«Материя и Дух — крайние полюсы единой Субстанции. Материя есть проводник для проявления души на Физическом Плане, а душа есть орудие проявления Духа на более высоком Плане, и все три составляют Троицу, синтезируемую Жизнью, которая их всех проникает. Все вещи, обладающие жизнью, суть живые существа, будь то атомы или планеты. «Отец и Мать» суть Мужское и Женское Начала в коренной Природе. Это те противоположные полюсы, которые проявляются во всем, на каждом Плане Космоса. В переносном смысле это Дух и Субстанция, от которых родится Вселенная, или «Сын». Они снова сливаются во Едино, когда наступает Ночь Брамы в период растворения» («Тайная Доктрина», Стансы Дзиан).
   
Слияние Духа с Материей, или Отца с Матерью, есть основной Закон Мироздания. Этим Законом зарождается, развивается и живет Вселенная. Этому Закону подчинено все, что существует во Вселенной, на всех Планах Бытия, начиная с самого верха и до самого низа. Закон этот есть основа всякого творчества и залог бесконечности и непрерывности жизни. Действием этого Великого Закона полагается начало всему, и с прекращением его действия наступает конец всему.
   
Таковы, в общих чертах, взаимоотношения между Духом и Материей в Космосе. Такими должны были бы быть эти взаимоотношения между олицетворяющими Дух и Материю, на Земном Плане существования, Мужским и Женским Началами, ибо внизу должно быть так же, как Наверху. И в то время как в физиологическом проявлении эти взаимоотношения соответствуют тому, что происходит на Высших Планах существования, и земная мать, подобно Небесной Матери, отдает себя, отдает свое тело для сформирования новой жизни, и земной отец, подобно Отцу Небесному, эту форму оживотворяет, то в высшем, духовном, проявлении эта аналогия между Небом и землей прекращается.
   
Если Космическое стремление к единению между Духом и Материей имеет целью Космическое творчество, направленное к бесконечной и нескончаемой жизни, и на бесконечное совершенствование, и основано на притяжении друг к другу Начал, на равенстве и гармоничном их сотрудничестве, то на Земном Плане существования человеческое стремление к единению Начал преследует большею частью чисто эгоистические цели наслаждения и удовлетворения своих желаний и часто ведет не к продолжению жизни, но к прекращению зарождений, и основано не на равенстве и гармоничном сотрудничестве, но на соперничестве и на стремлении к порабощению одного Начала другим.
   
История развития человечества знает Эпохи и страны, в которых Начала бывали относительно равны или в которых Женское Начало преобладало над Мужским. Но вся Кали Юга, или темная эпоха, которая началась для западного мира за 3102 года до Р.Х. и должна закончиться в наше время ( Вся Кали Юга продолжалась 432 000 лет), проходит под знаком преобладания Мужского Начала, под знаком унижения женщины, и есть, в сущности, непрекращающееся соперничество и вражда этих Начал между собою.
   
Эта, идущая из глубокой древности, открытая или замаскированная, то ослабевающая, то возобновляющаяся, борьба (и соревнование) между Мужским и Женским Началами полна трагических моментов, заполняет собою всю историю человечества и дает ключ к пониманию развития ее.
   
Всякая нация и всякое государство достигали большего или меньшего развития в зависимости от того, насколько было сохранено равновесие Начал, ибо лишь равновесие Начал дает великие цивилизации. Порабощение Женского Начала ведет к регрессу и упадку, что мы видим на примере Востока.
   
Запад лишь тогда обогнал Восток, когда женщина Запада начала завоевывать большие права.
   
Невероятно труден и безмерно тягостен путь женщины в процессе эволюции человечества, в течение всей Кали Юги; и чем ниже был общий культурный уровень, тем было тяжелее положение женщины.
   
На низших ступенях человеческого развития, когда в полной мере царит право грубой силы, женщина, как физически более слабая, — всегда раба, на которую взваливается самая тяжелая работа. Классические примеры такой эксплуатации более слабой женщины и превращение ее во вьючное животное можно и сейчас наблюдать на Востоке, среди кочевых народов, когда, переезжая на новое кочевье, кочевник едет сам на прекрасной лошади, а за ним, нагруженная скарбом и обремененная детьми, изнемогая от тяжести и от жары, едва плетется жена.
   
По мере улучшения общего благосостояния, культурного и материального, улучшалось, конечно, и положение женщины, но и при этих условиях она — или бессловесная раба, или пользующаяся некоторым влиянием наложница. Положение ее всецело зависело от ее привлекательности и молодости.

Кришна и Радха. Индийская миниатюра.
Кришна и Радха.  Индийская миниатюра.

    Обладая тем и другим, женщина всегда, во все времена, умело пользовалась для приобретения прав на свое существование, и главным образом права на господство над мужчиной, этой своей единственной силой — потребностью в ней. Когда ее поработитель и властелин, опьяненный страстью, приходил к ней, тогда она диктовала ему свои желания и свою волю и достигала больших или меньших прав, в зависимости от своей красоты и молодости и страсти своего властелина. С потерей своей привлекательности она часто теряла также и все свои права.
   
Таково, в общих чертах, положение женщины, каким оно стало во время упадка и отчасти осталось до сих пор на Востоке. На Западе оно тоже было не лучше. То же юридическое бесправие и полная беззащитность, то же унижение и оскорбление — и физическое, и моральное. Здесь она тоже — или фаворитка и избранница сердца какого-нибудь рыцаря, в честь которой устраивались турниры и отправлялись на подвиги, или подруга жизни какого-нибудь тирана, против произвола которого защиты для нее не было и который считал себя полным властелином ее души и тела. В кратких словах невозможно передать весь ужас тех страданий, которые перенесла женщина из-за своего бесправного положения.
   
В особенности тяжко было положение женщины на Западе в мрачную эпоху средневековья, когда невежественным духовенством женщина трактовалась как источник всякого греха, как пособница и помощница Сатаны, как колдунья и ведьма.
   
Положение женщины улучшилось в западном мире со времен Возрождения. Хотя долго еще женщина была вещью, которую можно было купить, продать и обменять на лошадь, ружье или собаку, по мере развития и распространения идей гуманизма во многих государствах западного мира женщина, хотя и с большим трудом, но завоевывает все большие и большие права.
   
Но, тем не менее, до полного равенства между Мужским и Женским Началами еще далеко. Большинством законодательных кодексов западного мира женщина все еще рассматривается как существо низшее, наравне со слабоумными и детьми, которые не ответственны за свои поступки и требуют постоянной над собой опеки: сначала — отца, потом — мужа или брата и, в заключение, — даже собственного сына.
   
Во многих, считающих себя культурными, государствах женщина не может распорядиться своим имуществом без мужа, не может быть свидетельницей или поручительницей, лишена или умалена в выборных правах.
   
И, к большому стыду человечества, в наш великий век культуры и прогресса все еще существуют притоны разврата, которые ведут торговлю женщинами. Если честно ответить на вопрос: кто повинен в этом? — то обвинять в этом только женщину ни в коем случае не приходится.
   
Этим не исчерпывается вред, нанесенный человечеством себе бесправием одного Начала и засильем другого, ибо такое нарушение Закона Равновесия Начал и Закона Развития Жизни неизбежно должно было отразиться на всех сторонах жизни в течение всей темной эпохи, которая потому и называется темной, что способствовала распространению тьмы и мешала распространению Света, то есть задержала эволюцию всего человечества.
   
Закон Причинности говорит, что нет такого места во Вселенной, где человек мог бы скрыться от последствий причиненного им зла. Закон его найдет всюду и воздаст ему по заслугам. Потому унижавший, оскорблявший и жестоко обращавшийся с женщиной неизбежно должен был испытать все это на себе сам, в одном из своих женских воплощений, встретившись с мужчиной, который когда-то был, по отношению к нему, женщиной.
   
Живя в течение веков как раба, в атмосфере унижения и оскорбления, не имея возможности действовать как равная с равным, она должна была прибегать ко всевозможным хитростям и уловкам. Вынужденная притворяться и заискивать перед своим властелином, она неизбежно должна была развить в себе психологию рабыни, со всеми отрицательными чертами характера, свойственными этому положению. Не имея возможности получать такое же образование, как мужчина, она не могла обладать и теми познаниями, которыми обладал он. Находясь под постоянной опекой мужчины, она не могла развить ни самостоятельности характера, ни инициативы, ни смелости действий.
   
Таким образом, в силу сложившихся для нее неблагоприятных условий жизни, она развила в себе некоторые отрицательные черты характера, в наличности которых ее упрекает мужчина и на наличность которых указывает, как на доказательство низшей природы женщины, упуская из виду, что никто другой, как именно он сам явился творцом и формировщиком характера современной женщины.

 
   Знак Знамени Мира - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ Символ   Вперед

Rambler's Top100Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ruIn the Aport Catalogue 

;

Домой

Контакты

Реклама на сайте

Webmaster

Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004