А.И. Клизовский
Отличительным признаком, который
положит резкую грань между изжитой Эпохой и
наступающей, будет приобретение
человеческим сердцем первенствующего
значения во всех проявлениях жизни и в
эволюции человечества наступающей Эпохи.
Историк, который будет писать
историю переживаемого нами переходного
времени, должен будет отметить, что к Новой
Эпохе приобщились лишь люди, достигшие
большего или меньшего развития своего
сердца. Чтобы доказать это, нужно сделать
только хотя бы самый краткий обзор развития
человеческого ума и проследить ступени его
восхождения, тогда станет ясно, почему он
должен уступить свою роль сердцу.
|
Как бы ни была велика ценность
человеческого ума, необходимо признать, что
эта ценность имеет значение не абсолютное,
но относительное, как и каждая обособленная
или взятая по отдельности человеческая
способность. Абсолютное значение
человеческий ум мог бы иметь лишь в том
случае, если бы все его выводы, положения и
рассуждения всегда были правильны, но мы
знаем, что действительность очень далека от
этого. Точно так же нельзя утверждать, что
человеческий ум может развиваться
беспредельно и что своим умом человек может
постигнуть все явления и вещи. Именно, он
этого не может, ибо есть предел его развитию,
дальше которого он шагнуть не может, между
тем как развитие самого человека остановок
не знает и должно продолжаться дальше.
Поэтому в эволюции человечества
наступает однажды такой единственный в
своем роде момент, когда человеческий ум,
который до сего был бесспорным авторитетом
и единственным судьею в решении всех
вопросов, вдруг оказывается
несостоятельным. Все его готовые решения и
шаблонные выводы не только не приносят
ожидаемых благих результатов, но ухудшают
создавшееся скверное положение еще больше.
Это очень опасный момент всеобщего
шатания, переоценки всех ценностей и
всевозможных кризисов. Люди мучительно
ищут ответы на возникающие вопросы жизни,
чувствуют необходимость наступления чего-то
нового, но не могут свернуть с проторенной
дороги на новый Путь, тогда как спасение
именно в искании новых путей.
Для человека, знакомого с законами
эволюции Жизни, ясно, что современное
человечество переживает один из таких
опасных периодов своего развития, когда
один фактор жизни в своем развитии дошел до
предела, и хотя вступил в действие другой,
высший, но он еще людьми не осознан
и не принят.
Таким, закончившим свое развитие,
фактором является современный
человеческий ум. Как это ни кажется
парадоксальным, но увы, это так. Ведь вся
дезорганизация и расстройство современной
жизни есть самый верный показатель того,
что современный человеческий ум не
справляется с теми Задачами, которые ставит
человечеству развивающаяся согласно
Законам Эволюции
жизнь, что она требует иного подхода к
некоторым явлениям и вещам, и что своим умом
человечество заведено в тупик, выбраться из
которого не может. Ведь если бы это было не
так, то разве Мир мог бы очутиться в столь
безвыходном положении, в каком он оказался,
раз все решается человеческим умом?
Этим,
конечно, не сказано, что ум упраздняется и
больше не нужен и человек может продолжать
жить дальше, не нуждаясь в уме. Такая дикая
мысль может прийти в голову лишь дикарю.
Законы развития Жизни говорят, что все
нужно в свое время и что хотя нечто и
достигло своего развития, но оно не
упраздняется, а продолжает выполнять свою
функцию и действовать в сужденной ему сфере
дальше, давая вместе с тем дорогу высшему
фактору, который поднимает человечество на
высшую ступень эволюции. Ведь как иначе
могла бы осуществляться эволюция?
Нечто подобное было уже в давно
прошедшие времена, когда только что
вышедший из животного состояния
первобытный человек еще не имел такого
развитого мозга, как современный человек, и
жил низшим аспектом ума — инстинктивным
умом.
Развитие интеллектуального ума не
упразднило функции инстинктивного ума,
который до сих пор выполняет свою
многообразную и полезную деятельность в
человеческом организме.
Развивающаяся и усложняющаяся жизнь
для выполнения всех ее новых заданий снова
требует введения нового фактора развития,
который возьмет на себя выполнение таких
функций, которые для человеческого мозга
недоступны.
Этим новым фактором
будет человеческое сердце.
Уму останется то, что ему принадлежало и
принадлежит, то есть Мир Физический, —
сердце же приобщит человека к Миру Высшему.
«Как ум, не просветленный Огнями
сердца, так и сердце, не поддержанное умом,
— явления уродливые. Во всем необходимо
равновесие. Цель эволюции и есть достижение
равновесия, или гармонии, всех способностей
и чувств человека. Бедствие нашего времени
именно и заключается в установившемся
страшном разнобое между умом и сердцем.
Если мы имеем перед собою Беспредельность,
то, конечно, все способности могут
развиваться беспредельно. Но опять-таки
правильное развитие их будет обусловлено
равновесием, или гармоническим раскрытием,
всех сил, заложенных в человеке. Синтез и
есть высшая гармония» (из Писем Е.И. Рерих,
23.09.37 г.).
Нужно признать, что Закон рождения,
роста, развития и увядания — один для всего,
что существует в Мироздании, от Солнца до
муравья, ползающего в траве. Все, что в
проявленном Мире имеет начало, должно иметь
конец.
Существует непрерывная работа
совершенствования с каждым новым
проявлением всего живущего. И человек из
жизни в жизнь, из одного воплощения в другое,
должен снова и снова проходить все этапы
своего развития, повторяя в каждой жизни, в
малом масштабе, весь цикл своего развития.
Каждая жизнь есть синтез всех предыдущих
жизней и звено из бесконечной цепи Единой
жизни.
|
В каждом звене своей жизни человек
проходит в синтетической форме всю работу
предыдущих звеньев, и, идя с возрастающей
скоростью, он успевает все в более короткий
срок пережить то, на что ранее требовался
целый ряд жизней. Таким образом, с каждой
новой жизнью накапливается новый опыт и
закрепляется старый. Так создается
характер и складывается индивидуальность
человека.
Но какая роль во всем этом
процессе человеческого ума? Ведь известно,
что, рождаясь к новой жизни, человек, в
полном смысле слова, является как бы
свалившимся с неба.
Он ничего не знает, ничего не
может и являет собой образец беспомощности.
Куда же девается весь его многовековой опыт?
Он вместе с Высшим «Я» входит в
человека при рождении и имеет пребывание в
его сердце. Таким образом, ничто не утеряно
и находится в распоряжении человека
полностью в течение всей его земной жизни.
Но дело в том, что человек не умеет
пользоваться находящимся внутри его
сокровищем. Проводник его сознания — мозг,
родившийся вместе с телом, как не
принимавший участия в прежних жизнях
человека, ничего о них не знает и никакого
жизненного опыта не имеет.
И хотя опыт прежних жизней
обнаруживается в человеке проявлением
большего или меньшего количества разных
способностей, человек, не верящий в
многократность своего существования,
отрезает себе всякую возможность вступить
в контакт с находящимся внутри его высшим
сознанием.
Он должен начинать каждую новую жизнь с
самого начала, тогда как знающий может
сознательно пользоваться драгоценными
накоплениями прежних жизней. Но нужно
сказать, что таких людей ничтожное
количество. Подавляющее число людей входят
в новую жизнь, потеряв всякую связь и всякое
воспоминание о своих прежних жизнях.
Таким образом, живя мозгом, человек,
в силу необходимости, каждую свою новую
жизнь должен начинать с начала. Жизнь
дается вообще для приобретения очередного
жизненного опыта, и весь физический
организм приспособлен к этой
исключительной цели земного существования
человека.
Он обладает пятью внешними чувствами,
которые отмечают всякое исходящее извне
событие или явление и по нервным каналам
направляют информацию властителю
физической сущности человека — мозгу,
который обязан о всяком явлении составить
свое суждение.
В этом состоит работа и деятельность
мозга. Он есть мыслительный аппарат и
орудие познания, но ни в коем случае не цель,
которая должна быть познана и достигнута.
Работой своего мозга человек постигает
сущность явлений и вещей, но все образы и
формы мозгового восприятия — не более как
условные этапы мышления, пригодные лишь для
него в данный момент и при данных
обстоятельствах. Познавательная
способность мозга, дающая человеку
познавание феноменального Мира, в
окончательном результате сводится к «изучению
феноменов по шаблонам и выработке шаблонов
по феноменам».
Являясь всякий раз в Мир, человек
должен вписать новую страницу в свою книгу
жизни. Его душа — это чистая страница, и
мозг — это писатель, который должен вписать
на эту страницу опыт текущей жизни. Но мы
знаем, что «писатель» только что
родившегося ребенка или первобытного
человека ничего вписать не может, ибо не
умеет. Проходит много времени, прежде чем он
сможет что-либо вписывать.
Весь длинный период развития
человеческого мозга можно разделить на
четыре больших этапа.
Но здесь мы не будем касаться
блаженного состояния человечества первых
двух Рас, когда человек, не обладая еще
плотным телом, не обладал также мозгом, но
жил духовным сознанием. Точно так же
оставим без рассмотрения длинный период
после разделения полов, что произошло в
Третьей Расе, когда человек был лишь
человекообразным, но по своему сознанию был
животным, когда он был еще «alalus homo», то есть
не говорящим человеком, жил в лесах и
пещерах и питался кореньями, ягодами,
орехами и мелкими животными.
;
Webmaster | |||
Copyright © «Восточное Рериховское Общество «Урусвати», 2004 |